Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 28.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 09.01.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ОАО "ГСК "Югория" от 21.12.2016 N2178-ж на действия Заказчика - ХМОУВПиС при проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) (извещение N0387100015016000110) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями ОАО "СОГАЗ" (Победитель), а также действиями Заказчика, сделавшего неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение и котировочная документация о проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) (извещение N0387100015016000110) размещены на официальном сайте в единой информационной системе 06.12.2016.
В своей жалобе Заявитель указал следующее.
Согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N40- ФЗ) страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Как следует из статьи 8 Закона N40-ФЗ регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Указанием Банка России от 19.09.2014 N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N3384-У) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (приложение 1 к Указанию N3384-У), коэффициенты страховых тарифов (приложение 2 к Указанию N3384-У), требования к структуре страховых тарифов (приложение 3 к Указанию N33 84-У), а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) (приложение 4 к Указанию N3384-У).
Следовательно, участник закупки, добросовестно исполняющий требования законодательства об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе рассчитанную без учета требований Указания N3384-У. Стремясь предложить наиболее низкую цену в запросе котировок, ОАО "СОГАЗ" умышленно нарушил законодательство об ОСАГО, а также Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" и предложил цену в размере 21 049,71 р., остальные участники запроса котировок АО "ГСК "Югория", ПАО "СК "Росгосстрах", САО "ВСК" предложили рассчитанную в соответствии с законодательством об ОСАГО цену контракта в размере 24 314,85 р., что подтверждается протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок N 32-К/2016-ХМ от 16.12.2016 г., согласно которому было подано 4 заявки на участие.
Изучив доводы Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.
Из пункта 1 статьи 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО. В силу пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закона об ОСАГО) Правительство Российской Федерации разработало постановление от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление N 739), которым были установлены единые базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т. д. Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определявшаяся в порядке, утвержденном ранее действовавшим Постановлением N 739, являлась фиксированной.
Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям Постановления N 739, являлось нарушением законодательства Российской Федерации о страховании. Таким образом, цена государственного или муниципального контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями Постановления N 739, не могла изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа на услуги ОСАГО.
Вместе с тем, после вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банку России переданы функции, в том числе по регулированию страховых тарифов по обязательному страхованию.
Такое регулирование осуществляется посредством установления в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (пункт 1 статья 8 Закона об ОСАГО)
Указанные размеры установлены в Указании Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Данное Указание вступило в силу 11.10.2014.
Из содержания Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У следует, что для страховщиков фактически установлен тарифный коридор в части базовых ставок страховых тарифов - от минимального до максимального значения, в пределах которого страховщик вправе выбрать базовую ставку страхового тарифа.
Таким образом, в настоящее время страховщики, осуществляющие ОСАГО, могут устанавливать тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Предложенная цена участником ОАО "СОГАЗ" не превышает начальную (максимальную) цену контракта, документы и информация участника соответствуют части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Таким образом, нарушения положений части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в действиях единой комиссии Заказчика не установлены.
2. Далее Заявитель указал, что размещение заказа на оказание услуг ОСАГО в порядке, предусмотренном статьей 72 Закона о контрактной системе (запрос котировок), является неправомерным, поскольку исходя из смысла названной нормы, такой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как запрос котировок вынуждает участников размещения заказа конкурировать между собой, предлагая наименьшую цену контракта, что невозможно при добросовестном исполнении законодательства об ОСАГО.
В силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, показатель цены контракта должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков для предлагаемых заказчиком к страхованию транспортных средств, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую его цену.
Следовательно, выбор заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме запроса котировок при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и списка транспортных средств, предлагаемых заказчиком к страхованию, а, следовательно, предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что Заказчиком, сделан неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме запроса котировок, без учета специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, таким образом, в действиях Заказчика наблюдается нарушения части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Также в техническом задании запроса котировок, в котором содержится описание объекта закупки, Заказчиком установлены требования к исполнителю, а именно:
2.1. Услуги по обязательному страхованию авто гражданской ответственности (ОСАГО) может оказать любая страховая компания, не зависимо от организационно-правовой формы собственности, зарегистрированная на территории РФ и соответствующая следующим требованиям:
2.2. Обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора (должна быть зарегистрирована в установленном порядке, иметь действительную лицензию на осуществление указанных видов страхования), соответствовать требованиям предъявляемым законодательством РФ к лицам осуществляющим оказания данного вида услуг.
2.3. Обладать необходимыми профессиональными знаниями и опытом, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, кадровые), обладать опытом и репутацией.
2.4. Иметь:
- опыт оказания услуг страхования не менее 5 лет;
- филиалы в г. Ханты-Мансийск и ХМАО-Югре;
2.5.Входить в число 10 наиболее крупных страховых компаний и не состоять в реестре недобросовестных страховщиков РФ, а также предоставить перечень дилерских сервисных станций технического обслуживания на территории г. Ханты-Мансийска и ХМАО-Югры аккредитованных в страховой компании.
В соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Часть 3 ст.33 Закона о контрактной системе гласит следующее: Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что устанавливая требования в техническом задании, Заказчик нарушает ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
На основании Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
Следовательно, при проведении запроса котировок на право заключения договоров по страхованию ОСАГО заказчик обязан указать в документации максимальное значение цены контракта и формулу определения начальной (максимальной) цены контракта. Однако в документации запроса котировок отсутствует максимальное значение цены контракта и формула определения начальной (максимальной) цены контракта.
Изучив доводы Заявителя, Комиссия Управления установила, что в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Извещением N0387100015016000110 срок окончания подачи заявок был установлен до 16.12.2016 10:00, следовательно, Заявитель был вправе обжаловать положения запроса котировок до 16.12.2016 10:00.
Учитывая, что жалоба ОАО "ГСК "Югория" была подана 21.12.2016, Комиссия Управления не вправе рассматривать доводы жалобы на положения запроса котировок.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ОАО "ГСК "Югория" от 21.12.2016 N2178-ж на действия Заказчика - ХМОУВПиС при проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) (извещение N0387100015016000110) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2017