Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 января 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 09.01.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.01.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей.
рассмотрев жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее - Заявитель) от 26.12.2016 N2242-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Участок тепловых сетей 2 Д800 мм от УТ-4 до ул.50 лет Октября с переходом ул. Заречная, 2 Д700 мм от ул. 50 лет Октября в г. Мегионе." (Корректировка) 1 этап строительства (извещение N0187300004516000464) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Участок тепловых сетей 2 Д800 мм от УТ-4 до ул.50 лет Октября с переходом ул. Заречная, 2 Д700 мм от ул. 50 лет Октября в г. Мегионе." (Корректировка) 1 этап строительства (извещение N0187300004516000464) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 08.11.2016.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. По первому доводу Заявитель указал, что в пункте 2 Спецификации материалов Заказчиком установлено следующее.
N пп |
Наименование |
Ед. изм. |
Общее кол-во |
Тепловые сети. | |||
2 |
Люки чугунные: легкие с допустимой предельной нагрузкой не менее 3 т. По ГОСТ 3634-99 |
шт. |
16 |
Заказчик требует люк по ГОСТ 3634 с нагрузкой не менее 3 тонн. Однако по гост таких нет. Легкие люки, которые требует заказчик, идут с нагрузкой НЕ МЕНЕЕ 3 ТОНН (что отражено в таблице 1 ГОСТ 3634.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что в пункт 2 Спецификации материалов были внесены изменения.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Управления было установлено, что пункте 2 Спецификации материалов изложен в новой редакции:
N пп |
Наименование |
Ед. изм. |
Общее кол-во |
Тепловые сети. | |||
2 |
Люки чугунные: легкие |
шт. |
16 |
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Таким образом, Заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию в соответствии части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение положений законодательства о контрактной системе не установлено.
2. По второму, третьему, четвертому и пятому доводам Заявитель указал, что по пунктам 5,6,7,8 Спецификации материалов Заказчиком установлены требования противоречащие ГОСТ, а именно:
- Требование "Теоретическая масса 1 м трубы не менее 4 кг" незаконно. Согласно ГОСТ 10704-91 для трубы 57 мм со стенкой не менее 3,5 мм "Теоретическая масса должна быть не менее 4,62 кг" (как по ГОСТ);
- Требование "Теоретическая масса 1 м трубы не менее 120 кг" незаконно. Согласно ГОСТ 10704-91 для трубы 530 мм со стенкой не менее 10 мм "Теоретическая масса должна быть не менее 128,24 кг" (как по ГОСТ);
- Требование "Теоретическая масса 1 м трубы не более 250 кг" незаконно. Согласно ГОСТ 10704-91 для трубы 820 мм со стенкой не менее 12 мм "Теоретическая масса должна быть не менее 239,12 кг" (как по ГОСТ);
- Требование "Теоретическая масса 1 м трубы не менее 450 кг" незаконно. Согласно ГОСТ 10704-91 для трубы 1420 мм со стенкой не менее 14 мм "Теоретическая масса должна быть не менее 485,44 кг" (как по ГОСТ).
В письменных возражениях Заказчик указал, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе п. 8.2.4 Документации об аукционе в электронной форме N 300-АД, в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя:
- слов "не менее", "не ниже" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное;
Таким образом нет препятствий для указания верной теоретической массы согласно указанного ГОСТа.
Так же необходимо отметить значимость объекта, который является предметом контракта, и не допустимость выполнения работ с применением не качественных материалов. От участников электронного аукциона требуется изучение технического задания и предложение материалов повышенного качества изготовленных на основании государственных стандартов (касается позиций с указанными соответствующими ссылками на ГОСТ).
Вместе с тем, Комиссия Управления проанализировав ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" установила следующее:
- при наружном диаметре 57 мм со стенкой 3,5 мм теоретическая масса составляет 4,62 кг;
- при наружном диаметре 530 мм со стенкой 10 мм теоретическая масса составляет 128,24 кг;
- при наружном диаметре трубы 820 мм со стенкой 12 мм теоретическая масса составляет 239,12 кг;
- при наружном диаметре трубы 1420 мм со стенкой 14 мм теоретическая масса составляет 485,44 кг.
В Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" отмечает, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Комиссия Управления проанализировав техническое задание, доводы сторон пришла к выводу, что требования к показателю "теоретическая масса" установленные техническим заданием, не соответствует требованиям ГОСТ 10704-91, поскольку установленные Заказчиком характеристики, предполагают возможность указания таких значений, которые будут соответствовать требованиям технического задания, но не соответствовать требованиям ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления установлено в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 7 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По шестому доводу Заявитель указал, что Заказчиком установлены требования к товарам по пунктам 9,10,11,12 Спецификации материалов, при этом данные трубы - товар гостовский "Трубы стальные бесшовные, горячедеформированные". Несмотря на это, Заказчиком не установлено требование о соответствии товара ГОСТу, как это сделано по многих другим трубам из Приложения N 1 к ТЗ.
Как следует из письменных возражений Заказчика, в данные пункты были внесены изменения.
Комиссией Управления установлено, что по пунктам 9,10,11,12 Спецификации материалов установлено требование о соответствии труб ГОСТ 8732-78.
По седьмому доводу Заявитель указал, что ГОСТ 36-146-88, указанный в пункте 22 Спецификации материалов не существует в природе.
Из письменных возражений Заказчика следует, что в данный пункт были внесены изменения.
Комиссией Управления установлено, что указанный ранее в документации пункт 22 Спецификации материалов в документации в новой редакции изменен, из чего следует, что показатель "Опоры неподвижные из горячекатаных профилей для трубопроводов ГОСТ 36-146-88" в документации отсутствует.
По восьмому доводу Заявитель указал в жалобе, что Заказчик в Спецификации материалов по пункту 25 установил требование о соответствии товара ГОСТ 10922-90. Однако, данный ГОСТ недействующий, устаревший. Действует иной ГОСТ.
Как следует из письменных возражений Заказчика, в данный пункт были внесены изменения.
Комиссией Управления установлено, что указанный ранее в документации пункт 25 Спецификации материалов в документации в новой редакции изменен, из чего следует, что показатель "Детали закладные и накладные изготовленные: с применением сварки, гнутья, сверления (пробивки) отверстий поставляемые отдельно ГОСТ 10922-90" в документации отсутствует.
По девятому доводу Заявитель указал, что по пунктам N 37,38,39,40,41,42, 75, 98, 99, 100, 101,131 Спецификации материалов требуется соответствие ГОСТ 26633-2012. Однако, данный ГОСТ недействующий, устаревший. Действует иной ГОСТ.
Из письменных возражений Заказчика следует, что в данные пункты были внесены изменения.
Комиссией Управления установлено, что указанный ранее в Спецификации материалов по пунктам N 37,38,39,40,41,42, 75, 98, 99, 100, 101,131 ГОСТ 26633-2012 заменен на ГОСТ 26633-2015.
По десятому доводу Заявитель указал, что Заказчик установил фракции "от 3 до 10 мм (значение неизменяемое) или от 5 до 10 мм (значение неизменяемое)". При этом устанавливает крупность не более 10 мм (что противоречит неизменяемым значениям, так как позволяют указать участникам и 7 мм и 8 мм и так далее и 10 мм.
Как следует из письменных возражений Заказчика, в данный пункт были внесены изменения.
Комиссией Управления проанализировав пункт 41 Спецификации материалов, установила что данный пункт изложен в новой редакции в соответствии с требованиями ГОСТ 26633-2015.
По одиннадцатому доводу Заявитель указал что, по пунктам 46, 47 Спецификации материалов Заказчиком установлено требование к маркам бетона по ГОСТ 8020-90.
Вместе с тем, Заявитель отмечает, что ГОСТ 8020-90 не содержит ни марок М200, ни М500.
Как следует из письменных возражений Заказчика, в данные пункты были внесены изменения.
Комиссией Управления проанализировав пункты 46, 47 Спецификации материалов, установила, что данные пункты изложены в новой редакции без указания требования к маркам бетона.
По двенадцатому доводу Заявитель указал, что по пунктам N 104,105,106,107,108,109,110,111,112,115,116,117,127 Спецификации материалов Заказчиком установлено, требование о соответствии товара ГОСТ 13015-2003. Однако, данный ГОСТ недействующий, устаревший. Действует иной ГОСТ.
Из письменных возражений Заказчика следует, что в данные пункты были внесены изменения.
Комиссией Управления установлено, что указанный ранее по пунктам N 104,105,106,107,108,109,110,111,112,115,116,117,127 Спецификации материалов изменены.
5. По тринадцатому доводу Заявитель указал, что Заказчик как неименное значение требует "Модуль крупности в диапазоне свыше 2,0 до 2,5 (значение неизменяемое)". При этом допускает выбор, как мелкого, так и среднего песка. Согласно ГОСТ 8736-2014 под показатель "Модуль крупности в диапазоне свыше 2,0 до 2,5" подпадает только средний песок. Таким образом, мелкий песок выбрать невозможно.
Комиссия Управления, проанализировав вышеуказанный довод Заявителя, пришла к выводу, что требования к показателю крупности песка, установленные техническим заданием, не соответствуют требованиям ГОСТ 8736-2014, поскольку установленные Заказчиком характеристики, предполагают возможность указания таких значений, которые будут соответствовать требованиям технического задания, но не соответствовать требованиям ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления установлено в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 7 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" от 26.12.2016 N2242-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Участок тепловых сетей 2 Д800 мм от УТ-4 до ул.50 лет Октября с переходом ул. Заречная, 2 Д700 мм от ул. 50 лет Октября в г. Мегионе." (Корректировка) 1 этап строительства (извещение N0187300004516000464) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения части 3 статьи 7 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченному органу - администрация города Мегиона обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Заявитель: ООО "СПЕЦСТРОЙ" 191015, Санкт-Петербург, Воскресенская наб, д.30, офис 5 Заказчик: МКУ "Капитальное строительство" 628680, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, ул.Советская, 19, каб. 309 Уполномоченный орган: Администрация города Мегиона 628680, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, Нефтяников, 8 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
09.01.2017 г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 09.01.2017 о рассмотрении жалобы ООО "СПЕЦСТРОЙ" от 26.12.2016 N2242-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Участок тепловых сетей 2 Д800 мм от УТ-4 до ул.50 лет Октября с переходом ул. Заречная, 2 Д700 мм от ул. 50 лет Октября в г. Мегионе." (Корректировка) 1 этап строительства (извещение N0187300004516000464), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - МКУ "Капитальное строительство" и Уполномоченному органу - администрация города Мегиона совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Участок тепловых сетей 2 Д800 мм от УТ-4 до ул.50 лет Октября с переходом ул. Заречная, 2 Д700 мм от ул. 50 лет Октября в г. Мегионе." (Корректировка) 1 этап строительства (извещение N0187300004516000464).
2. С учетом принятого решения от 09.01.2017 по рассмотрению жалобы ООО "СПЕЦСТРОЙ" от 26.12.2016 N2242-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Участок тепловых сетей 2 Д800 мм от УТ-4 до ул.50 лет Октября с переходом ул. Заречная, 2 Д700 мм от ул. 50 лет Октября в г. Мегионе." (Корректировка) 1 этап строительства (извещение N0187300004516000464) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 20.01.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 23.01.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 января 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2017