Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 января 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 09.01.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.01.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Селицкий Д.А. по доверенности N5 от 09.01.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" от 26.12.2016 N2237-ж на действия Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории комплекса зданий УМВД России по Ханты-Мансийскому округу - Югре (извещение N0887100000116000707) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, составивших описание закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории комплекса зданий УМВД России по Ханты-Мансийскому округу - Югре (извещение N0887100000116000707) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 07.12.2016.
В жалобе Заявитель указал следующее.
Согласно обязательному Приложению Б ГОСТ 32478-2013, установлены сведения (перечень, количество) о компонентах товаров бытовой химии, которые включают в информацию для потребителя (маркировка потребительской упаковки, информационный листок):
"Массовую долю компонентов в процентах указывают следующим образом:
- менее 5%;
- 5% или более, но менее 15%;
- 15% или более, но менее 30%;
- 30% и более".
Таким образом, в соответствии с государственным стандартом производители указывают диапазонное значение массовой доли компонентов, причем должны использовать только те диапазонные границы, которые регламентируются государственным стандартом.
Заказчиком повсеместно при описании объекта закупки нарушено положение государственного стандарта.
Заказчиком установлено:
- в п.5 Средство для очистки фасадов
"Требуемый состав: АПАВ в диапазоне шире 2-4%, НПАВ 1-7% (значение не изменяемое), органические кислоты от 4 до 8%, неорганические кислоты в диапазоне уже 8-35%, комплексообразователь в кислых средах не более 0,5%".
- в п.7 Средство для чистки ковров "Состав: оптимально подобранная смесь ПАВ, моющих и пенных добавок, отдушки и красителя. НПАВ в диапазоне 5-10%, ингибитор ресорбции загрязнений 0,5%, активные моющие добавки 1-5% (значение не изменяемое), отдушка; ароматизатор".
Однако государственным стандартом не регламентируется значение массовой доли компонентов в виде, например, "диапазон 5-10". Государственным стандартом регламентируется и соответственно производителями указывается на упаковке значение "менее 5" или "- 5% или более, но менее 15%"
При указании значения, соответствующего требованиям заказчика, возникнут трудности при приемке товара, т.к. товаров с подобным указанием значения массовой доли компонентов не существует.
Представитель Заказчика пояснил, что Заявитель ссылается на Приложение Б ГОСТа 32478-2013, где указано следующее:
Сведения (перечень, количество) о компонентах товаров бытовой химии, которые включают в информацию для потребителя (маркировка потребительской упаковки, информационный листок) Компоненты, массовая доля которых в составе средства 0,2 % и более.
Массовую долю компонентов в процентах указывают следующим образом:
- менее 5 %;
- 5 % или более, но менее 15 %;
-1 5 % или более, но менее 30 %;
- 30 % и более.
Компоненты, включаемые в информацию независимо от их массовой доли в составе средства: энзимы; дезинфицирующие вещества; оптические отбеливатели.
Это информация, которую должен указывать производитель на упаковке или информационном листе. Но таким образом не одно средство не маркируется, а указывается его состав с использованием знаков "", "
", "
", ">", "<", через "-" или просто цифровым обозначением (копии прилагаются).
Каждое моющее и чистящее средство, имеет свои индивидуальные характеристики и химический состав и не может быть с рН от 0 до 14 или/и ПАВ от 0 до 80% и другими химическими компонентами (в зависимости от предназначения средства). Какие-то показатели указываются с конкретным значением, а какие-то с применением диапазона. С учётом этого и было составлено техническое задание, к которому приложена инструкция по заполнению первых частей заявок, с чётким описанием порядка заполнения предложения в отношении используемых для оказания услуг товаров.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
2. По второму доводу Заявитель указал, что в соответствии с Приложением N 2. Об утверждении технического регламента "Требований к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии" ДЕЙСТВУЮЩЕГО Постановления от 9 марта 2010 года N 132 ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза (с изменениями на 1 августа 2015 года), утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации:
"11. Уровень полного биологического разложения поверхностно-активных веществ, входящих в состав синтетических моющих средств и товаров бытовой химии, должен составлять не менее 60% (по двуокиси углерода) или не менее 70% (по общему органическому углероду).
Пункт 11 настоящего технического регламента применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года - см. пункт 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 года N 132.
12. Уровень первичного биологического разложения поверхностно-активных веществ, входящих в состав синтетических моющих средств и товаров бытовой химии, не соответствующих требованиям пункта 11 настоящего технического регламента, должен составлять не менее 80%.
Пункт 12 настоящего технического регламента применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года - см. пункт 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 года N 132".
Как мы видим, в соответствии с Постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, к обращению в Российской Федерации допускаются моющие средства имеющие значение биоразлагаемости не менее 80% (первичного биологического разложения) и не менее 60% или не менее 70% (полного биологического разложения).
Вместе с тем, заказчик, при описании объекта закупки, устанавливает противоречащие данному постановлению требования, а именно по позиции:
7 Средство для чистки ковров указано: "Биоразлагаемое более чем на 90%".
Таким образом, требования заказчика противоречат нормам действующего законодательства, что является нарушением ст.33 44-ФЗ.
Представитель Заказчика пояснил, что Заявитель жалуется на указание заказчиком требования "Средство для чистки ковров "Биоразлагаемое более чем на 90%", при этом ссылаясь на пункт 12 перечня пунктов технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза", признанный утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 1 августа 2015 г. N 780 "О признании утратившими силу пунктов 4 - 8 и 10 - 12 перечня пунктов технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации".
Вместе с тем, даже если исходить из того что средство должно быть биоразлагаемо на не менее чем 80%, то требование заказчика о не менее 90% никак не нарушает такое требование. Было бы нарушением, если заказчик указал биоразлагаемость не менее 40%, 50%. Изучив рынок, заказчик пришёл к выводу, что практически все средства, которые обладают нужным заказчику свойством, биоразлагаемы более чем на 90%, а в ряде случаев достигает 100%.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
3. В позиции 9 "Средство для устранения пробочных органических засоров в сточных трубах." заказчиком установлено требование: "Значение pH: должно быть не менее 8,5 и не более 14,0.", а также указано: "Должен быть гранулированный сильнощелочной концентрат". Однако, в соответствии с ГОСТ Р 51696-2000, pH щелочного средства имеет значение более 11,5:
Средства имеющие ph не менее 8,5 до 11,5 из требуемого заказчиком диапазона являются нейтральными, подлежат контакту с кожей рук и ни как не могут являться сильнощелочными. Данные требования противоречат нормативной документации.
Аналогично по позиции 8. Жидкий сильнощелочной/ щелочной. Значение pH: более 8,0 и не более 14,0.
Представитель Заказчика пояснил, что рН средства считается кислотно-щелочным, где 0 самое кислотное, а 14 самое щелочное. При этом принято считать, что рН около7, нейтральный (так как рН питьевой воды 6,7-7,1). Но подразделение на сильно-кислотное, слабо-кислотное, нейтральное, щелочное, слабощелочное, сильнощелочное ни одним ГОСТом не регламентируется. А эта таблица лишь указывает на уровень рН вещества, разрешенного или нет для контакта с кожей рук.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
4. В позиции 26 Дюбель гвоздь установлено: "Требуемые размеры: 5х45,6х40,8х60 и 10х100 мм". При этом невозможно определить, что именно это за размеры и сколько их.
Указано: "5х45,6х40,8х60"
ни одного пробела нет, это 4 параметра дюбеля. Как определить что из них длина, ширина, высота, глубина, диаметр, сечение, еще что-то? Описание объекта закупки вводит нас в заблуждение.
Представитель Заказчика пояснил, что "Дюбель гвоздь. Требуемые размеры: 5х45,6х40,8х60 и 10х100 мм." Это общепринятая маркировка. Все указанные размеры перечислены через запятую (согласно правописанию), в конце добавлено, что данные размеры указаны в миллиметрах.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
5. В требованиях к материалам, по которым участник ОБЯЗАН предоставить конкретные показатели в первой части заявок, содержатся таким материалы, как:
Саморезы по металлу.
Саморезы по металлу.
Саморезы по гипсокартону.
Дюбель гвоздь.
Между тем, объектом закупки являются оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории комплекса зданий УМВД России по Ханты-Мансийскому округу - Югре.
Объектом закупки не является выполнение работ, считаем установление таких требований не соответствует ст. 33, 44-ФЗ.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчик в документации об аукционе информирует участников закупки о то, что исполнителю по контракту при оказании услуг по уборке помещений и прилегающей территории потребуются саморезы и дюбель-гвозди. Необходимы они будут для крепления ковровых покрытий как внутри, так и вне помещений (крыльцо), для крепления стеновых панелей, порожков и плинтусов, в случае их повреждения (отрыва) работниками исполнителя, в результате оказания услуг по контракту.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" от 26.12.2016 N2237-ж на действия Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории комплекса зданий УМВД России по Ханты-Мансийскому округу - Югре (извещение N0887100000116000707) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 января 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2017