Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 декабря 2016 г. N 05-02/420ж-16
Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Ерохина А.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Молторг" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без их участия;
от заказчика - Государственное казенное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1" (далее - заказчик) - представителя по доверенности Груздевой К.В.;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Молторг" на действия аукционной комиссии заказчика - Государственного казенного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика - Государственного казенного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала ему в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании "пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
В первой части заявки участника по товару молоко питьевое ультрапастеризованное указана температура хранения закрытой упаковки +2 °С .
Тогда как, Разделом II "Описание объекта закупки" установлено требование к температуре хранения закрытой упаковки от +2 до +25°С включительно".
Заявитель считает решение аукционной комиссии заказчика об отказе участнику закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг") в допуске к участию в аукционе в электронной форме неправомерным, просит признать жалобу обоснованной, результаты проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) - недействительными.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные объяснения, с указанием того, что аукционной комиссией законно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании имеющихся в распоряжении комиссии документов и сведений, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Государственным казенным учреждением здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 05.12.2016г. размещено извещение N 0371200010116000096 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара. Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого для поставки товара, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к поставке товара, не допускается использование слов "не менее", "не более".
Данную информацию участнику закупки рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе.
В соответствии с приложением N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе первую часть заявки рекомендуется представить по следующей форме:
Наименование товара |
Конкретные показатели предлагаемого к поставке товара и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара |
||
Функциональные, технические и качественные характеристики товара* |
Торговое наименование и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии)** |
Страна происхождения товара |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* заполняется в соответствии с требованиями Раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, не допускается использование слов "или эквивалент", "не менее", "не более", "от____ и до____", "или", "-", "либо" и т.п. выражений;
** указывается торговое наименование предлагаемого к поставке товара и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара. Торговое наименование и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), могут отличаться друг от друга, в этом случае следует указать оба наименования; в случае отсутствия товарного знака (его словесного обозначения), или совпадения наименований, указывается только одно наименование.
В соответствии с инструкцией по заполнению сведений о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, представление которых предусмотрено документацией о проведении аукциона в электронной форме, содержащейся в приложении N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации, которым (приложением N 2) согласно требованиям/положениям пункта 17 раздела 1 данной аукционной документации рекомендуется руководствоваться при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки, в части требования к способам указания конкретных показателей товаров в первых частях заявок участников закупки содержится запрет на использование при указании конкретных показателей/характеристик товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки и предлагаемого участниками такой закупки к поставке, слов "или эквивалент", "не менее", "не более", "от____ и до____", "или", "-", "либо" и т.п. выражений.
Согласно таблице, представленной в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, заказчику требуется товар (молоко ультрапастеризованного) со следующими функциональными, техническими и качественными характеристиками:
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Количество |
Единица измерения |
График поставки |
Молоко питьевое ультрапастери-зованное |
Молоко коровье, цельное, ультрапастеризованное, жирность не менее 3,2%, белка не менее 2,6%. Молоко должно иметь однородную консистенцию, быть без осадка. Цвет - белый. Без посторонних привкусов и запахов. Не допускается молоко в загрязненной упаковке, с признаками течи. Фасовка тетра пак емкостью 1 л. Срок хранения, установленный производителем не менее 5 и не более 6 мес. Температура хранения закрытой упаковки от +2 до +25°С включительно. |
литр |
2 200 |
1-3 раза в неделю |
Как было установлено Комиссией Ярославского УФАС России и следует из первой части заявки участника закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг"), последним в составе первой части своей заявки представлена таблица, содержащая следующую информацию о предлагаемом к поставке товаре (в том числе с указанием функциональных, технических и качественных характеристик):
N п/п |
Наименование товара |
Конкретные показатели предлагаемого к поставке товара и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара |
||||
Функциональные, технические и качественные характеристики товара* |
Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара |
Наименова-ние страны происхож-дения товара |
Ед. |
Кол-во |
||
1 |
Молоко питьевое ультра- пастери-зованное |
Молоко коровье, цельное, ультрапастеризованное, жирность 3,2%, белка 3,0%. Молоко имеет однородную консистенцию, без осадка. Цвет - белый. Без посторонних привкусов и запахов. Отсутствует молоко в загрязненной упаковке, с признаками течи. Фасовка тетра пак емкостью 1 л. Срок хранения, установленный производителем 6 мес. Температура хранения закрытой упаковки +2 °С. |
Товарный знак отсутствует ООО "МОЛОДЕЛ" |
Россия |
л |
2200 |
Кроме того, согласно пункту "Дополнительные условия исполнения" первой части заявки участника закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг"), последним в составе первой части своей заявки указано в том числе следующее: "все поставляемые продукты питания соответствуют действующим ГОСТам_".
Из анализа содержащихся в заявке участника закупки ООО "Молторг" сведений и требований документации об электронном аукционе Комиссией установлено следующее.
Участник закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг") предлагает к поставке товар (молоко ультрапастеризованное) со следующим значением по показателю "Температура хранения закрытой упаковки включительно" - "+2 °С", указывая при этом в пункте "Дополнительные условия исполнения" первой части своей заявки, в том числе и то, что все поставляемые продукты питания соответствуют действующим ГОСТам.
С 1 июля 2014 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2013 г. N 268-ст был введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31450-2013. Межгосударственный стандарт. Молоко питьевое. Технические условия" (далее - ГОСТ 31450-2013), действие которого распространяется на упакованное в потребительскую тару после термической обработки или термообработанное в потребительской таре питьевое молоко (далее - продукт), изготавливаемое из коровьего сырого молока и/или молочных продуктов и предназначенное для непосредственного использования в пищу.
Согласно пункту 8.3 раздела 8 "Транспортирование и хранение" ГОСТ 31450-2013 следует, что продукт стерилизованный и ультрапастеризованный (с асептическим розливом) хранят при температуре от 2 °C до 25 °C.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участником закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг") в поданной им на участие в рассматриваемой закупке заявке подлежащая указанию в числе сведений о функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристиках характеристика /значение по показателю "Температура хранения закрытой упаковки включительно" товара, предлагаемого к поставке в рамках указанного выше электронного аукциона указана необъективным, не допускающим возможности однозначного толкования, противоречивым образом (в таблице, представленной в первой части заявки участника закупки ООО "Молторг", последний значение такого показателя как "Температура хранения закрытой упаковки включительно" предлагаемого к поставке товара указывает в виде конкретного, четкого единичного значения - "+2 °С", вместе с тем в пункте "Дополнительные условия исполнения" первой части своей заявки дает указание на то, что все поставляемые продукты питания соответствуют действующим ГОСТам, тем самым ссылаясь, в том числе и на действующий на настоящее время ГОСТ 31450-2013, пунктом 8.3 раздела 8 "Транспортирование и хранение" которого установлено значение указанного выше показателя в виде диапазона, где нижний предел - плюс 2°C, а верхний - плюс 25 °C).
Из анализа положений заявки участника закупки ООО "Молторг" следует, что при указании в первой части своей заявки таким участником закупки значения показателя "Температура хранения закрытой упаковки включительно" последним предоставлены недостоверные сведения (недостоверным является либо указание участником закупки показателя "Температура хранения закрытой упаковки включительно" предлагаемого к поставке товара в виде конкретного, четкого единичного значения - "+2 °С" либо указание на то, что поставщик планирует поставить продукты питания, соответствующие действующим ГОСТам (к которым относится и ГОСТ 31450-2013).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2016 аукционной комиссией заказчика было принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг") в допуске к участию в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что аукционной комиссией заказчика правомерно было принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг") в допуске к участию в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096).
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссия установила в действиях аукционной комиссии заказчика нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, выразившееся в следующем.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Исходя из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2016 участнику закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг") было отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) на основании следующего: "на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
В первой части заявки участника по товару молоко питьевое ультрапастеризованное указана температура хранения закрытой упаковки +2 °С .
Тогда как, Разделом II "Описание объекта закупки" установлено требование к температуре хранения закрытой упаковки от +2 до +25°С включительно".
То есть фактически основанием для отказа аукционной комиссией заказчика в допуске к участию в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) участнику закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг") послужило то обстоятельство, что данный участник закупки в первой части своей заявки значение такого показателя как "Температура хранения закрытой упаковки включительно" указал в виде единичного значения ("+2С") вместо диапазона таких значений, включающих в себя крайние пороговые значения указанного выше показателя, указанные в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Однако, в инструкции, содержащейся в приложении N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации, которым (приложением N 2) согласно требованиям/положениям пункта 17 раздела 1 данной аукционной документации рекомендуется руководствоваться при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки, в части требования к способам указания конкретных показателей товаров в первых частях заявок участников закупки содержится запрет на использование при указании конкретных показателей/характеристик товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки и предлагаемого участниками такой закупки к поставке, слов "или эквивалент", "не менее", "не более", "от____ и до____", "или", "-", "либо" и т.п. выражений, в связи с чем в случае указания ООО "Молторг" в первой части своей заявки конкретного показателя "Температура хранения закрытой упаковки включительно" в том виде, как требовалось заказчику в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (от +2 до +25°С) участником не были бы соблюдены вышеуказанные положения инструкции по заполнению участником заявки, содержащие запрет на использование слов "от____ и до____", поэтому, по мнению Комиссии, аукционная комиссия заказчика, указав в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2016 указанное выше обоснование отказа в допуске к участию в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) участнику закупки с порядковым номером 8 (ООО "Молторг"), допустила нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки Комиссия Ярославского УФАС России в действиях заказчика - Государственного казенного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1", выявила нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, части 6 статьи 31, части 6 статьи 66, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статья 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ устанавливает как единые требования к участникам закупки, так и дополнительные.
Исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения заказчиком аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В данном случае заказчик не установил в извещении и документации об аукционе в электронной форме требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, тем самым допустив нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, как было указано выше, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам аукциона.
Исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения заказчиком аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчик в подпункте 2 пункта 9 "Требования к участникам аукциона" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установил требование о правомочности участника закупки заключать контракт, что является нарушением части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исходя из пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения заказчиком аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Вместе с тем, в подпункте 2 пункта 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком установлены требования о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (см. пункт 10.1 информационной карты аукциона), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, Заказчик, установив в аукционной документации требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие таких участников закупки требованиям пункта 2 части 1 статья 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, допустил нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Вместе с тем в подпункте 1 пункта 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме установлено требование о том, что вторая части заявки участников закупки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.
Таким образом, заказчиком при формировании и утверждении документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона не в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ (без учета возможности участникам закупки не предоставлять указанные сведения в случае их отсутствия) что, соответственно, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Часть 20 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ устанавливает методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункту 2.1 части II "Обоснование начальной максимальной цены" методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В соответствии с пунктом 3 "Краткое изложение условий контракта" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации обоснование начальной (максимальной) цены контракта представлено в приложении N 1 к данному разделу аукционной документации посредством использования метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Однако, в таблице, содержащейся в приложении N 1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" и отражающей информацию о полученных ценах, отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет, данные документы также не приложены (не прикреплены) к обоснованию начальной максимальной цены контракта, размещенному на официальном сайте, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Учитывая, что требования заказчиков об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого продукты питания сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
Таким образом, требования заказчиков об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, влекут за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок.
Вместе с тем в документации об аукционе в электронной форме (разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме и пункте 3.4 раздела 3 "Качество товара" проекта контракта) заказчиком установлено требование о том, что остаточный срок годности товара на момент поставки должен быть не менее 80% от срока его реализации, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 3 "Краткое изложение условий контракта" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки представлено в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее требование к качеству поставляемого товара: качество поставляемого товара должно полностью соответствовать требованиям Федерального закона РФ от 12 июня 2008г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Федеральный закон РФ от 12 июня 2008г. N 88-ФЗ).
Однако, при анализе указанного выше Федерального закона РФ от 12 июня 2008г. N 88-ФЗ Комиссией Ярославского УФАС установлено, что последний утратил свою силу с 1 января 2016 года в связи с принятием Федерального закона от 02.05.2015 N 126-ФЗ.
Таким образом, по мнению Комиссии, заказчиком при формировании аукционной документации описание объект закупки (в частности, требования к качеству товара (молока ультрапастеризованного) указано необъективным образом (путем отсылки к положениям недействующего на момент проведения настоящей закупки Федерального закона РФ от 12 июня 2008г. N 88-ФЗ). Данные действия заказчика являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара
Таким образом, заказчиком при утверждении данной документации об аукционе в электронной форме установлены требования к первой части заявки не в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с извещением N 0371200010116000096 и пунктом 3 "Краткое изложение условий контракта" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации поставка товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки, осуществляется партиями с 01.01.2017 по 30.06.2017 года на основании предварительных заявок заказчика.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Следовательно, в проекте контракта и в аукционной документации должны быть установлены единые сроки поставки товара, выступающего в качестве объекта закупки.
Однако, подпунктом 4.1 пункта 4 "Сроки, место и порядок поставки товара" проекта контракта установлено, что поставка Товара осуществляется партиями с 01.07.2017 по 30.06.2017 года (1-3 раза в неделю в зависимости от потребности Заказчика) на основании заявок Заказчика.
Таким образом, заказчик нарушил часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, поскольку установил в аукционной документации сроки поставки товара (молока ультрапастеризованного), являющегося объектом закупки указанного выше электронного аукциона, противоречивым, допускающим возможность неоднозначного толкования образом.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 статьи 28 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта" утвержден перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" утвержден перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Согласно извещению и пункту 3 "Краткое изложение условий контракта" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме предметом закупки является поставка молока ультрапастеризованного.
Исходя из извещения, размещенного в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru), заказчиком установлено, что молоко ультрапастеризованное относится к коду по ОКПД2 10.51.11.110 - молоко питьевое пастеризованное.
Вместе с тем ни в перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, ни в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, предмет проводимой закупки - поставка молока ультрапастеризованного (код по ОКПД2 10.51.11.110 - молоко питьевое пастеризованное), не входит.
Тем не менее, заказчиком в пункте 8 "Преимущества участникам закупки" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, что рассматриваемая закупка проводится с предоставлением преимуществ участникам в соответствии со статьями 28-29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг).
Данные действия заказчика являются нарушением части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Молторг" на действия аукционной комиссии заказчика - Государственного казенного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку молока ультрапастеризованного (извещение N 0371200010116000096) необоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки признать аукционную комиссию заказчика - Государственного казенного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1", нарушевшей пункт 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
3. В ходе проведения внеплановой проверки признать заказчика - Государственное казенное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1", нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 64, часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64, часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику - Государственному казенному учреждению здравоохранения Ярославской области "Областной специализированный дом ребенка N1", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 декабря 2016 г. N 05-02/420ж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2017