Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 января 2017 г. N 05-04/17
резолютивная часть решения объявлена 11.01.2017г.
в полном объеме решение изготовлено 12.01.2017г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Вита" (далее - заявитель, ООО "Вита"), при участии от Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик" (далее - заказчик) по доверенности от 10.01.2017г. по доверенности от 23.11.2016г. и Местной администрации городского округа Нальчик (Управление по муниципальным заказам) (далее - уполномоченный орган) по доверенности от 10.01.2017г.,
рассмотрев жалобу ООО "Вита" на действия заказчика и уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104300014416000693 "Содержание территорий скверов, улиц городского округа Нальчик на 2017 год (Участок N 1)" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями, выразившихся в опубликовании информации в плане графе закупок с нарушением, в необъективном описании характеристик материалов путем повторений позиций, в искусственном сокращении количества рабочих дней для подачи заявок и в установлении излишних требований к материалам. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку, провести внеплановую проверку, вынести предписание об устранении нарушений и применить ответственность.
На заседании Комиссии состоявшейся 10.01.2017г. и 11.01.2017г. (на основании п.3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014г. N727/14 в заседании Комиссии был объявлен перерыв) представители заказчика и представитель уполномоченного органа просили признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, доводы заказчика, возражения и дополнения к возражениям заказчика, доводы уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.12.2016г. 18:13 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru) была размещена закупка N0104300014416000693 "Содержание территорий скверов, улиц городского округа Нальчик на 2017 год (Участок N 1)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 49 551 638,00руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 27.12.2016г. 18:13; Дата и время окончания подачи заявок - 11.01.2017г. 18:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.01.2017г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 19.01.2017г. 11:37; Размер обеспечения заявок - 2 477 581,90; Размер обеспечения исполнения контракта - 2 477 581,90; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с даты заключения муниципального контракта до 31 декабря 2017г.
Довод жалобы касаемо опубликования информации в плане графе закупок с нарушением законодательства о контрактной системе не нашел своего подтверждения, так как информация о закупке в плане графе размещена заказчиком 16.12.201г. Более того, извещение о закупке размещено в ЕИС 27.12.2016г., что подтверждается сведениями размещенными в ЕИС.
В силу ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, т.е. законодатель установил требование в календарных днях, а не в рабочих днях, тем самым довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Требования к характеристикам и свойствам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, прикреплены отдельным файлом в формате "PDF" состоит из 130 л. - "Характеристика материалов, используемых при выполнении работ", которая также включает в себя инструкцию по заполнению первой части заявок.
Обоснование начальной (максимальной) цены муниципального контракта определена и обоснована посредством применения проектно-сметного метода, отдельный файл прикреплен в ЕИС.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, а также документы и сведения размещенные в ЕИС установила, что потребность заказчика при выполнении работ заключается в следующих 7 материалах: Ветошь; Песок; Мешки полипропиленовые; Средство для мытья асфальта, тротуарной плитки, бордюрного камня; Специальный очиститель для камня и других поверхностей; Щелочное моющее средство для поверхностей из камня и бетона; Чистящее средство на основе растворителей.
Довод, указанный в возражении и дополнении к возражению заказчиком о том, что сметный расчет содержит различные разделы, и каждый раздел предполагает использование различных материалов не принимается Комиссией в силу следующего.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать объект закупки.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Указанные материалы (Ветошь; Песок; Мешки полипропиленовые; Средство для мытья асфальта, тротуарной плитки, бордюрного камня; Специальный очиститель для камня и других поверхностей; Щелочное моющее средство для поверхностей из камня и бетона; Чистящее средство на основе растворителей) повторяются и по большинству позиций идентичны, заказчик не представил доказательств необходимости материалов по разделам, а также необходимость или различие данных материалов по разделам в границах одного городского округа, т.е. необходимости использования на одной улице (районе, участке) одного материла, а на другой улице (районе, участке) другого. Более того, представитель заказчика не смог пояснить Комиссии в чем различие характеристик и показателей материала.
Характеристики материалов, используемых при выполнении работ содержат позицию "Песок", одним из требований является, что "__песок при обработке раствором гидроксида натрия (колориметрическая проба для определения органических примесей по ГОСТ 8735) не должен придавать раствору окраску, соответствующую или темнее цвета эталона_.".
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образам зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, но с учетом ограничений предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Согласно ГОСТ 8735 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" колориметрическая проба для определения органических примесей по ГОСТ 8735 является нормативным требование к производителю товара, определяется путем проведения испытаний.
Заказчиком установлены требования к подробному описанию участниками закупки товаров в заявке (путем предоставления диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) и компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, т.е. описывается компоненты товара, и значения показателей товара которые становятся известными при испытании определенной партии товара, не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ.
Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, в том числе смете, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанное положение документации об аукционе указывают на то, что заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, потребностям заказчика используемых при выполнении работ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам установленные в документации об аукционе предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В результате внеплановой проверки выявлено нарушение ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе, в частности извещение о закупке размещено - 27.12.2016г. 18:13, а дата и время окончания подачи заявок - 11.01.2017г. 18:00, что менее пятнадцати дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Положениями ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Порядок исчисления сроков устанавливается положениями главы 11 ГК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 03.07.2015г. NД28и-1953.
Согласно ст. 191 ГК РФ Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Частью 3 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, действия заказчика нарушают п.1, 2 ч.1 ст.33, ч.3 ст.63, п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава нарушения ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Вита" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки, а также в установлении излишних требований к материалам.
2.Признать в действиях Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик, Местной администрации городского округа Нальчик (Управление по муниципальным заказам) нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33, п.1, 2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик, Местной администрации городского округа Нальчик (Управление по муниципальным заказам), единой комиссии Местной администрации городского округа Нальчик (Управление по муниципальным заказам), АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 января 2017 г. N 05-04/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2017