Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 30 декабря 2016 г. N 119/01-52/16
Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России; члены Комиссии: В.В. Брусенцов, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России; А.В. Пашиева, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в присутствии представителя заказчика А.А. Исканцева по доверенности N 43/16 от 26.12.2016 г.,
в отсутствии представителей Заявителя, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Расвет" (далее - Заявитель, Общество) на действия Администрации Анадырского муниципального района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Поставка светодиодных светильников для муниципальных нужд сельских поселения Анадырского муниципального района", реестровый номер торгов 0188300001216000223 (далее - Аукцион).
В результате проведенной проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 26.12.2016 года поступила жалоба от Заявителя.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса Заявителя, Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика: "в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе закупочная комиссия неправомерно признала вторую часть заявки Заявителя не соответствующей требованиям, установленным документацией. Отклонение второй части заявки необоснованно и противоречит действующему законодательству".
Рассмотрев материалы дела, проведя проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что 09.12.2016 года Заказчиком было размещено извещение и документация о проведении Аукциона, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 040 719,99 рублей.
Дата и время начала подачи заявок - 09.12.2016 17:59.
Дата и время окончания подачи заявок - 16.12.2016 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.12.2016.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 19.12.2016.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 16.12.2016 поступило семь заявок, заявка под номером 3 была отозвана.
Все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Исходя из протокола N 59/50 подведения итогов аукциона от 22.12.2016, заявка только одного участника признана соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе. Победителем признано ООО ПКП "Резерв" с предложенной ценой 770132,79 руб.
Заявка участника с порядковым номером 7 - ООО "Расвет" признана не соответствующей требованиям установленным, документацией об электронном аукционе.
Из положений документации об электронном аукционе следует, что предметом закупки является поставка светодиодных светильников для муниципальных нужд сельских поселения Анадырского муниципального района.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования установлены заказчиком в Разделе II Технические характеристики к документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в частности, информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссией установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе все участники, подавшие заявки, были допущены к участию в электронном аукционе.
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 6.1. статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Комиссией было установлено, что согласно протоколу подведения итогов от 22.12.2016 заявка участника с порядковым номером 7 - ООО "Расвет" была признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по следующему основанию: "технические характеристики предполагаемого к поставке товара, указанные в заявке не соответствуют техническим, качественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам),эксплуатационным характеристикам товара и иным характеристикам, и показателям товара указанным в техническом задании документации об аукционе".
В жалобе Заявителя указано: "Данную причину считаем несостоятельной, т.к. первая часть заявки была признана соответствующей и допущена к участию в электронном аукционе".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Единой комиссией заказчика в целях установления достоверности информации, содержащейся в документах, представленных участниками в составе заявок направлялся запрос в адрес Общества о представлении информации о соответствии поставляемого товара требованиям, установленным в документации об Аукционе.
Изучив дополнительно представленные Заявителем документы Единая комиссия, приняла решении о несоответствии второй части заявки Заявителя требованиям документации, о чем и указала в протоколе подведения итогов от 22.12.2016.
В связи с тем, что Заявитель в жалобе указывает на то, что его первая часть заявки соответствует требованиям документации и допущена к участию в аукционе Комиссия приняла решение о проверки данного факта.
Комиссия Чукотского УФАС России изучив содержание первой части заявки Заявителя, представленной Заказчиком на заседание комиссии, установила, что первая часть заявки не содержит указания на товарный знак предлагаемого товара (светильник светодиодный).
Таким образом, Единая комиссия, допустив к участию в Аукционе ООО "Расвет", заявка которого должна быть отклонена при рассмотрении первых частей заявок, допустила нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Данная позиция совпадает с мнением ФАС России и Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 22.10.2014 N АЦ/42790/14; от 01.09.2014 N АЦ/35007/14; от 07.07.2014 N Д28и-1194.
При этом, проанализировав заявку ООО ПКП "Резерв", Комиссией было установлено, что первая часть заявки Победителя, также не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в силу требований подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в заявке должно быть указано именно наименование страны, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке.
Учитывая, что в заявке Победителя не указана информация о наименовании страны происхождения товара, а также заявка не содержит указания на товарные знаки предлагаемого товара, то, на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Единая комиссия заказчика была обязана отказать Победителю в допуске к участию в Аукционе на этапе рассмотрения первых частей заявок.
При таких обстоятельствах Комиссия считает жалобу Заявителя обоснованной.
Кроме того, в нарушение части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 22.12.2016 Заказчиком не указаны положения документации об электронном аукционе, которым не соответствует заявка Общества, не указаны положения Закона о контрактной системе (статьи), которым не соответствует Заявитель.
В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1 - 12.
В силу части 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В разделе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" извещения об Аукционе указано: "Информация отсутствует".
Вместе с тем, в подпункте 6 пункта 32 документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения: "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов".
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении аукциона.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Также статьей 190 ГК РФ определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Исходя из пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" и частью 3 статьи 4 данного закона определено, что время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
С учетом изложенного, дата размещения извещения и документации о проведении электронного аукциона на официальном сайте (в единой информационной системе) не включается в срок, рассчитываемый в порядке, установленном частью 2 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе, в том числе в связи с тем, что извещение и документация о проведении электронного аукциона должны быть размещены на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
09.12.2016 в 17:59 час. В ЕИС Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0188300001216000223 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 1 040 719,99 рублей.
09.12.2016 в 22:14 в извещение об Аукционе были внесены изменения в дату и время окончания подачи заявок.
В извещении N 0188300001216000223 и в разделе 21 "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе Заказчиком был установлен срок окончания подачи заявок - 16.12.2016 в 10:00 час. (т.е. извещение и документация об электронном аукционе размещены за шесть дней до даты окончания срока подачи заявок).
Учитывая изложенное, размещение на официальном сайте извещения и документации об электронном аукционе осуществлено Заказчиком с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Расвет" на действия Администрации Анадырского муниципального района при проведении электронного аукциона "Поставка светодиодных светильников для муниципальных нужд сельских поселения Анадырского муниципального района", реестровый номер торгов 0188300001216000223 обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Анадырского муниципального района нарушившим пункт 1 части 4 статьи 67, часть 1 статьи 64, часть 2 статьи 63, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Администрации Анадырского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
Члены Комиссии _________________________ В.В. Брусенцов
_________________________ А.В. Пашиева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 30 декабря 2016 г. N 119/01-52/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2017