Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции - Халлаевой Д.М. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Участников Инспекции:
Адигюзелова К.А. - Зам. руководителя - Начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Ванатиева Н.Р. - Помощника руководителя Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России,
в отсутствии представителей МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы",
УСТАНОВИЛА:
10.07.2015 года в Дагестанское УФАС России поступило письмо Прокурора г.Махачкалы за N18-6346-15, в котором со ссылкой на поручение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе С.А. Меликова и пункт 4.2. протокола оперативного совещания от 29.06.2015 у и.о. прокурора республики Управлению предлагалось организовать проверку соблюдения установленного законом порядка при заключении с ООО "Гранит" договоров подряда на строительство объектов в рамках адресной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья".
В соответствии с письмом Прокурора г.Махачкалы от 10.07.2015 года N18-6346-15 Управлением ФАС России по Республике Дагестан был издан приказ от 14.07.2015 N231 (в редакции приказа от 24.07.2015) о проведении внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы" при проведении открытых конкурсов: N0103300019714000053 на долевое строительство квартир в многоквартирных домах для реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Махачкала 2013-2017 годы (приобретение в муниципальную собственность 187 квартир путем участия в долевом строительстве 16-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу: 367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав") и N0103300019714000054 на долевое строительство квартир в многоквартирных домах для реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Махачкала 2013-2017 годы (долевое строительство 440 квартир в 16-ти этажном жилом доме блок А, блок Б на улице О.Кошевого в районе домов 39,41,41А) и направлено Уведомление о проведении внеплановой проверки. Данным приказом создана Инспекция для проведения проверки.
По результатам изучения представленных Прокуратурой г.Махачкалы и МКУ "УЖКХ г.Махачкалы" материалов, Инспекцией Дагестанского УФАС России установлено следующее.
1. А) 21.11.2014 МКУ "УЖКХ г.Махачкалы" (далее также - Заказчик), в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были размещены извещение и конкурсная документация открытого конкурса на долевое строительство квартир в многоквартирных домах для реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Махачкала 2013-2017 годы (приобретение в муниципальную собственность 187 квартир путем участия в долевом строительстве 16-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу: 367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав") (извещение N0103300019714000053).
Начальная максимальная цена контракта 223 125 240 рублей.
Согласно извещению и утвержденной заказчиком конкурсной документации Объектом закупки является долевое строительство квартир в многоквартирных домах для реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Махачкала 2013-2017 годы (приобретение в муниципальную собственность 187 квартир путем участия в долевом строительстве 16-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу: 367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав").
При этом, согласно преамбуле проекта Муниципального контракта (договора участия в долевом строительстве) (далее-Договор) сторонами Договора являются участник долевого строительства - МКУ "УЖКХ г.Махачкалы" и Застройщик.
Нормой пункта 1.1. Договора предусмотрено, что Застройщик обязуется в предусмотренный Договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом с подводящими сетями и благоустройством прилегающей территории, по строительному адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав" на земельном участке с кадастровым номером _________________, по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, района завода "Эльтав" и после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию передать Участнику долевого строительства объекты долевого строительства, а участник долевого строительства уплатить обусловленную договором цену и принять объекты долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Объектами долевого строительства по Договору являются жилые помещения в количестве 187 штук, общей площадью не менее 8767,2 кв.м., из которых 79 однокомнатных квартир, 64 двухкомнатных квартир, 40 трехкомнатных квартир, 4 четырехкомнатные квартиры, входящие в состав многоквартирного дома.
Согласно пункту 1.5. Договора данный договор заключается по итогам открытого конкурса на основании протокола, победителем которого стал Застройщик на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (далее - Федеральный закон N214-ФЗ ); Федерального закона от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе); Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4.1.2. Договора в течение действия настоящего договора Застройщик должен иметь:
- разрешение на строительство многоквартирного дома по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав";
- проектную декларацию, соответствующую требованиям статьи 19 Федеральный закон N214-ФЗ;
- правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного(ых) дома(ов) и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить Объекты долевого строительства в соответствии с Федеральным законом N214-ФЗ.
Анализ положений извещения и конкурсной документации, определяющих объект закупки свидетельствует о том, что Заказчик при проведении конкурса (извещение N0103300019714000053) намерен был приобрести работы по долевому строительству (приобретению в муниципальную собственность 187 квартир путем участия в долевом строительстве 16-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу: 367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав").
Правовое регулирование отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости осуществляется Федеральным законом N214-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Из содержания указанной нормы следует, что застройщик может привлекать денежные средства участников долевого строительства (в рассматриваемом - случае бюджетные средства и средства Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства, выделенные МКУ "УЖКХ г.Махачкалы") для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости следующих документов и информации:
- копии разрешения на строительство;
- копии проектной декларации;
- копии документа, подтверждающего государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Применительно к описанному заказчиком в извещении объекту закупки - долевому строительству (приобретению в муниципальную собственность 187 квартир путем участия в долевом строительстве 16-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу: 367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав") такими требованиями в контексте пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ являются: наличие у лица, претендующего на заключение Договора, разрешения на строительство, проектной документации и документа, подтверждающего государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Указанные требования в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ Заказчиком в конкурсной документации к участникам конкурса не установлены.
Аналогичным образом в нарушение подпункта г) части 2 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ установленные заказчиком в конкурсной документации требования к составу конкурсной заявки, не содержат необходимости представления документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, которые Заказчик должен был установить в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 214-ФЗ, а именно отсутствует обязанность участников закупки представлять в составе заявки документы, подтверждающие наличие у застройщика - участника закупки разрешения на строительство, проектной документации и документа, подтверждающего государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки является долевое строительство (приобретению в муниципальную собственность 187 квартир путем участия в долевом строительстве 16-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу: 367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав").
Инспекция, изучив описание объекта закупки, содержащее указание на конкретный адрес местоположения земельного участка, на котором возводится объект долевого строительства, пришла к выводу о нарушении Заказчиком правил объективного описания объекта закупки, установленных пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Подобное описание также противоречит требованиям части 3 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, согласно которой не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Инспекция приходит к выводу, что проведение конкурса на долевое строительство квартир с указанием на конкретный адрес земельного участка, на котором будет осуществляться возведение объекта долевого строительства (в рассматриваемом случае адресом является: 367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав") означает, что в данном конкурсе сможет принять участие только застройщик, обладающий зарегистрированными правами собственности, пользования или аренды в отношении данного земельного участка.
Б) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений или порядок их определения.
В конкурсной документации установлен, в том числе, критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". По данному критерию установлены показатели "Качество работ".
В соответствии с конкурсной документацией при оценке заявки по данному показателю конкурсная комиссия будет оценивать предложение участника по степени детализации и проработанности подхода к выполнению работ и порядка выполнения работ, являющихся предметом конкурса. Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" каждый член конкурсной комиссии по показателю качество работ каждой заявке выставляет оценку (значение) в баллах, исходя из предложений и документов, представленных в заявке участника конкурса.
Предложения в отношении принимаемых во внимание параметров оценки показателя качество работ оцениваются по степени детализации и проработанности подхода к выполнению работ и порядка выполнения работ. Максимальное значение оценки по данному критерию составляет 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Исходя из указанного, установленный в конкурсной документации порядок оценки по показателям "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям.
На основании изложенного Инспекция приходит к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку в конкурсной документации не установлен предмет оценки заявки.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ.
В) Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 17.12.2014 N76.14/ОК-ПРЗ на участие в конкурсе было подано две заявки, ООО "СМУ -770" и ООО "Гранит". Обе заявки были признаны конкурсной комиссией Заказчика соответствующими требованиям конкурсной документации. Победителем в проводимом конкурсе был признан участник закупки - ООО "Гранит", предложивший в составе заявки цену контракта 223095240 рублей.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Федерального закона N44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Проведенный Комиссией анализ заявки победителя открытого конкурса показал, что в заявке ООО "Гранит" в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе, приложена копия платежного поручения, незаверенная банком, как это предусмотрено п. 5 ч. 2 ст. 51 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Инспекцией установлено, что заявка ООО "Гранит", поданная на участие в конкурсе не прошита полностью. Имеющееся в ее составе приложение N3 не обозначено в качестве отдельного тома заявки и не содержит опись, а также не прошито непосредственно с самой заявкой. Таким образом, заявка ООО "Гранит" не соответствовала требованиям конкурсной документации и части 4 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона N44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсной комиссией Заказчика в нарушение ч. 2 ст. 53 Федерального закона N44-ФЗ необоснованно принято решение о соответствии требованиям закона о контрактной системе заявок участника закупки - ООО "Гранит", в последующем признанного победителем конкурса.
По результатам проведенного открытого конкурса 30.12.2014 года Заказчиком с ООО "Гранит" был заключен Договор N44.14/ОК на приобретение в муниципальную собственность 187 квартир путем участия в долевом строительстве 16 -ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу,368502, Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав".
2. А) 21.11.2014 МКУ "УЖКХ г.Махачкалы" (далее также - Заказчик), в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были размещены извещение и конкурсная документация на долевое строительство квартир в многоквартирных домах для реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Махачкала 2013-2017 годы" (долевое строительство 440 квартир в 16-ти этажном жилом доме блок А, блок Б на ул. О. Кошевого в районе домов N39,41,41-а) (извещение N0103300019714000054).
Начальная максимальная цена контракта 499 927 075 рублей.
Согласно извещению и утвержденной заказчиком конкурсной документации Объектом закупки является долевое строительство квартир в многоквартирных домах для реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Махачкала 2013-2017 годы (долевое строительство 440 квартир в 16-ти этажном жилом доме блок А, блок Б на ул. О. Кошевого в районе домов N39,41,41-а).
При этом, согласно преамбуле проекта Муниципального контракта (договора участия в долевом строительстве) (далее-Договор) сторонами Договора являются участник долевого строительства - МКУ "УЖКХ г.Махачкалы" и Застройщик.
Нормой пункта 1.1. Договора предусмотрено, что Застройщик обязуется в предусмотренный Договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом с подводящими сетями и благоустройством прилегающей территории, по строительному адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. О. Кошевого в районе домов N39,41,41-а на земельном участке с кадастровым номером _________________, по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, района завода "Эльтав" ул. О. Кошевого в районе домов N39,41,41-а и после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию передать Участнику долевого строительства объекты долевого строительства, а участник долевого строительства уплатить обусловленную договором цену и принять объекты долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Объектами долевого строительства по Договору являются жилые помещения в количестве 440 штук, общей площадью не менее 19643,5 кв.м. из которых 229 однокомнатных квартир, 154 двухкомнатных квартир, 38 трехкомнатных квартир, 13 четырехкомнатных квартир, 6 пятикомнатных квартир, входящих в состав многоквартирного дома.
Согласно пункту 1.5. Договора данный договор заключается по итогам открытого конкурса на основании протокола, победителем которого стал Застройщик на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (далее - Федеральный закон N214-ФЗ); Федерального закона от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе); Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4.1.2. Договора в течение действия настоящего договора Застройщик должен иметь:
- разрешение на строительство многоквартирного дома по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, район завода "Эльтав";
- проектную декларацию, соответствующую требованиям статьи 19 Федеральный закон N214-ФЗ;
- правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного(ых) дома(ов) и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить Объекты долевого строительства в соответствии с Федеральным законом N214-ФЗ.
Анализ положений извещения, конкурсной документации, определяющих объект закупки свидетельствует о том, что Заказчик при проведении конкурса (извещение N0103300019714000054) намерен был приобрести работы по долевому строительству (долевое строительство 440 квартир в 16-ти этажном жилом доме блок А, блок Б на ул. О. Кошевого в районе домов N39,41,41-а).
Правовое регулирование отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости осуществляется Федеральным законом N214-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Из содержания указанной нормы следует, что застройщик может привлекать денежные средства участников долевого строительства (в рассматриваемом случае бюджетные средства и средства Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства, выделенные МКУ "УЖКХ г.Махачкалы") для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости следующих документов и информации:
- копии разрешения на строительство;
- копии проектной декларации;
- копии документа, подтверждающего государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Применительно к описанному заказчиком в извещении объекту закупки - долевому строительству (приобретению в муниципальную собственность 440 квартир путем участия в долевом строительстве 16-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала:) такими требованиями в контексте пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ являются: наличие у лица, претендующего на заключение Договора, разрешения на строительство, проектной документации и документа, подтверждающего государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Указанные требования в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ Заказчиком в конкурсной документации к участникам конкурса не установлены.
Аналогичным образом в нарушение подпункта г) части 2 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ установленные заказчиком в конкурсной документации требования к составу конкурсной заявки, не содержат необходимости представления документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, которые Заказчик должен был установить в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 214-ФЗ, а именно: отсутствует обязанность участников закупки представлять в составе заявки документы, подтверждающие наличие у застройщика - участника закупки разрешения на строительство, проектной документации и документа, подтверждающего государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Согласно конкурсной документации объектом закупки является долевое строительство (долевое строительство 440 квартир в 16-ти этажном многоквартирном жилом доме по адресу Республика Дагестан г.Махачкала, ул. О. Кошевого в районе домов N39,41,41-а).
Инспекция, изучив описание объекта закупки, содержащее указание на конкретный адрес местоположения земельного участка, на котором возводится объект долевого строительства, пришла к выводу о нарушении Заказчиком правил объективного описания объекта закупки, установленных пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Подобное описание также противоречит требованиям части 3 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, согласно которой не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Инспекция приходит к выводу, что проведение конкурса на долевое строительство квартир с указанием на конкретный адрес земельного участка, на котором будет осуществляться возведение объекта долевого строительства (в рассматриваемом случае адресом является: Республика Дагестан г.Махачкала, ул. О. Кошевого в районе домов N39,41,41-а) означает, что в данном конкурсе сможет принять участие только застройщик, обладающий зарегистрированными правами собственности, пользования или аренды в отношении данного земельного участка.
Б) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений или порядок их определения.
В конкурсной документации установлен, в том числе, критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". По данному критерию установлены показатели "Качество работ".
В соответствии с конкурсной документацией при оценке заявки по данному показателю конкурсная комиссия будет оценивать предложение участника по степени детализации и проработанности подхода к выполнению работ и порядка выполнения работ, являющихся предметом конкурса. Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" каждый член конкурсной комиссии по показателю качество работ каждой заявке выставляет оценку (значение) в баллах, исходя из предложений и документов, представленных в заявке участника конкурса.
Предложения в отношении принимаемых во внимание параметров оценки показателя качество работ оцениваются по степени детализации и проработанности подхода к выполнению работ и порядка выполнения работ. Максимальное значение оценки по данному критерию составляет 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Исходя из указанного, установленный в конкурсной документации порядок оценки по показателям "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям.
На основании изложенного Инспекция приходит к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку в конкурсной документации не установлен предмет оценки заявки.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ.
В) Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 17.12.2014 N78.14/ОК-ПРЗ на участие в конкурсе было подано две заявки, ООО "СМУ -770" и ООО "Гранит". Обе заявки были признаны конкурсной комиссией Заказчика соответствующими требованиям конкурсной документации. Победителем в проводимом конкурсе был признан участник закупки ООО "Гранит", предложивший в составе заявки цену контракта 499897075 рублей.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Федерального закона N44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Проведенный Комиссией анализ заявки победителя открытого конкурса показал, что в заявке ООО "Гранит" в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе приложена копия платежного поручения, незаверенная банком, как это предусмотрено п. 5 ч. 2 ст. 51 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Инспекцией установлено, что заявка ООО "Гранит", поданная на участие в конкурсе не прошита полностью. Имеющееся в ее составе приложение N3 не обозначено в качестве отдельного тома заявки и не содержит опись, а также не прошито непосредственно с самой заявкой. Таким образом, заявка ООО "Гранит" не соответствовала требованиям конкурсной документации и части 4 статьи 53 Федерального закона N44-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона N44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсной комиссией Заказчика в нарушение ч. 2 ст. 53 Федерального закона N44-ФЗ необоснованно принято решение о соответствии требованиям закона о контрактной системе заявки участника закупки - ООО "Гранит", в последующем признанного победителем конкурса.
По результатам проведенного открытого конкурса 30.12.2014 года Заказчиком с ООО "Гранит" был заключен Договор N43.14/ОК на приобретение в муниципальную собственность 440 квартир путем участия в долевом строительстве 16 -ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу Республика Дагестан, г.Махачкала, улица Олега Кошевого в районе домов N39, 41, 41А.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ, Инспекция
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50, части 2 статьи 51, Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение части 2 статьи 53 _Закона о контрактной системе.
3. В связи с заключение Договора от 30.12.2014 N43.14/ОК и Договора от 30.12.2014 N44.14/ОК предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса об обращении в суд с иском о признании заключенных сделок недействительными.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Руководитель Инспекции Д.М. Халлаева
Участники Инспекции К.А. Адигюзелов
В.А. Агамирзаев
Н.Р. Ванатиев
К.Г. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 24 июля 2015 г. N 36
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2015