Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июля 2015 г. N 140-ВП-СО/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку бензина марки "АИ-92", дизельного топлива (изв. N 0369100022115000033), в присутствии:
- представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области", действующего на основании доверенности от 29.07.2015 N 210,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 23.07.2015 поступило обращение Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - заказчик) о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку бензина марки "АИ-92", дизельного топлива (изв. N 0369100022115000033).
Согласно представленным документам 18.06.2015 Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бензина марки "АИ-92", дизельного топлива, путем опубликовании на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 317 900 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 26.06.2015 в 13:00.
Согласно доводам, изложенным в обращении, в связи с неисправностью официального сайта www.zakupki.gov.ru произошло повторное размещение сведений о заключенном контракте на поставку бензина марки "АИ-92", дизельного топлива.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В силу части 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 11 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, указано, что информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В соответствии с пунктом 6 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками, определенными пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе, в соответствии с настоящими Правилами.
Последовательная совокупность реестровых записей образует реестр контрактов, который размещается Федеральным казначейством в единой информационной системе в сфере закупок.
Исходя из содержания пунктов 13, 14, 15 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, Федеральное казначейство осуществляет проверку направленной заказчиком информации о заключенном контракте на предмет ее соответствия установленным законом требованиям. В случае положительных результатов проверки, Федеральное казначейство формирует реестровую запись, в которую включаются информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов.
Как следует из пояснений представителя заказчика, в связи неисправностью официального сайта www.zakupki.gov.ru произошло повторное размещение сведений о заключенном контракте на поставку бензина марки "АИ-92", дизельного топлива.
Фактически действия заказчика привели к повторному опубликованию в реестре контрактов сведений о заключении контракта на поставку товара, что, в свою очередь не соответствует установленному законом порядку ведения реестра контрактов, а также части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно материалам дела требования к содержанию и составу заявки указаны в пункте 21 аукционной документации.
В соответствии с подпунктом 21.4. документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
3) может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Исходя из содержания пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара требование о наличии в заявках участников согласия на поставку товара устанавливается в случае, если в документации об электронном аукционе в отношении закупаемого товара содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Также данное согласие необходимо в случае предложения участником товара, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации.
Заказчиком осуществляется закупка на поставку товаров. При этом в аукционной документации в отношении закупаемых товаров отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
Отсутствие конкретизации требований к содержанию заявки исходя из норм закона может ввести участников в заблуждение и стать причиной необоснованного допуска либо отказа в допуске к участию в аукционе.
В подпункте 21.5. аукционной документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу.
В соответствии с подпунктом 21.9.3. аукционной документации заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае непредставления декларации о том, что участник закупки является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Однако подпункт 21.5. аукционной документации не предусматривает требования о предоставлении участниками в составе заявки декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Более того, в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации заказчиком не установлено каких-либо ограничений участия в определении поставщика.
Таким образом, указав в аукционной документации ненадлежащую информацию относительно требований к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.1 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В пункте 1.1. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, прописано, что поставщик обязуется поставить заказчику горюче-смазочные материалы (далее - Товар), через сеть автозаправочных станций (далее АЗС) в ассортименте, количестве, сроки, по качеству и цене, в соответствии с техническим заданием (приложение к аукционной документации), условиями настоящего Контракта и спецификацией (Приложение N1 к Контракту), а заказчик производит оплату за полученный товар в порядке и на условиях настоящего контракта.
Таким образом, заказчиком в документации о закупке установлено требование к наличию у участника производственных мощностей, что не соответствует требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 1.2. проекта контракта указано, что поставка товара осуществляется по топливным электронным картам (далее - карты), в соответствии с Техническими требованиями к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом, утвержденными решением Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (Протокол от 19.12.2002 N 7/72-2002).
Согласно пункту 2.1. проекта контракта выдача карт производится Поставщиком на основании письменной Заявки Заказчика (Приложении N2 к Контракту). Передача карт оформляется актом приема-передачи, составляемого Сторонами в произвольной форме при приемке карт.
Однако исходя из указанной информации не представляется возможным определить количество выдаваемых поставщиком карт, количество и периодичность направляемых заказчиком заявок, что, в свою очередь, не позволит участнику надлежащим образом исполнить предусмотренное контрактом обязательство по поставке товара, а заказчику - по оплате товара.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.2 В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 22 аукционной документации заказчиком установлен порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Однако в пункте 22 документации об электронном аукционе отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о таком аукционе, что не соответствует пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 37 Закона о контактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контактной системе.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В разделе 9 проекта контракта Заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта. Вместе с тем, проект контракта не предусматривает применение требований статьи 37, 45, 96 Закона о контрактной системе при антидемпинговых мерах, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об электронном аукционе и, соответственно, к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 9.1. проекта государственного контракта Заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта предусмотрена банковская гарантия. При этом указан следующий срок действия банковской гарантии: не позднее "31" января 2016 года.
В пункте 10.2. проекта контракта прописано, что контракт действует до 31.12.2015 года, но в любом случае до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту в полном объеме.
Заказчиком в пункте 10.2. проекта контракта установлен двойной срок действия контракта. При этом указание на обязательства по контракту не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку указанное событие не носит признаков неизбежности наступления (поставка может быть не произведена, товар не оплачен). Указанное обстоятельство не позволяет использовать предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также пунктом 9.1. проекта контракта банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Более того, исходя из информации, содержащейся в пункте 9.1. проекта контракта, не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, соответствующий требованиям статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" нарушения части 3 статьи 103, пункта 1, пункта 2, пункта 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июля 2015 г. N 140-ВП-СО/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2015