Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июля 2015 г. N 114-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения Сосновского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Челябинской области провела внеплановую проверку действий Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение отдельно стоящего здания (дома) с земельным участком в муниципальную собственность Кунашакского муниципального района для дальнейшего использования его под детский сад (извещение N 0169300049314000113) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителя Главного контрольного управления Челябинской области, действующего на основании доверенности от 12.03.2015 N 05-15/06;
представителя Сосновского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Челябинской области, действующего на основании служебного удостоверения;
в отсутствие представителей Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района, аукционной комиссии, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки после объявленного перерыва от 09.07.2015;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 10.06.2015 поступило обращение Сосновского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Челябинской области (исх. N 190/580 от 20.05.2015) о необходимости осуществления проверки действий Заказчика, аукционной комиссии при проведении Аукциона в рамках расследования уголовного дела N 1901590, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела, Заказчиком объявлено о проведении Аукциона путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении Аукциона 06.11.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 100 000,00 рублей.
По результатам Аукциона муниципальный контракт N 0169300049314000113-0242717-01 от 05.12.2014 заключен между Заказчиком и Каримовым Равилем Габбасовичем на сумму 19 100 000, 00 рублей.
Представитель Заказчика до объявления перерыва в заседании антимонопольного органа пояснял, что начальная (максимальная) цена контракта обосновывалась исходя из отчета N 168-2014 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка и жилого дома, подготовленного ИП Неволиным Константином Алексеевичем, в соответствии с договором N 168 от 29.09.2014 и заданием на оценку от 29.09.2014.
Указанный отчет оценщика оплачен за счет денежных средств Каримова Р.Г.
Помещение приобреталось для целей размещения в нем детского сада на 55 мест и создания комплекса детских учреждений на территории села Кунашак.
Анализ рынка на предмет наличия иных зданий Заказчиком не проводился.
Контракт заключен с Каримовым Р.Г. после согласования указанной закупки заместителем Главы Администрации Кунашакского муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с решением от 27.11.2014.
Заказчиком в антимонопольный орган представлен акт внеплановой проверки N 06-09/79 от 24.02.2015 Главного контрольного управления Челябинской области, согласно которому в действиях Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района выявлены нарушения части 1 статьи 1, части 3 статьи 7, статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 5,8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5, части 6 статьи 66, части 4 статьи 96, части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
1. Частью 19 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев оригиналы материалов внеплановой проверки N N 06-09/79 от 24.02.2015 Главного контрольного управления Челябинской области, акт внеплановой проверки указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, приходит к выводу о том, что выводы контрольного органа в сфере закупок соответствуют материалам дела, обоснованы, аргументированы, соответствуют законодательству о контрактной системе, в связи с чем их пересмотр антимонопольным органом не требуется.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России в дополнение к выявленным Главным контрольным управлением Челябинской области нарушениям, установила в действиях Заказчика и аукционной комиссии следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Ссылка Заказчика на положения статьи 65 Закона о контрактной системе не может считаться надлежащим исполнением требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 1.14 раздела 1 документации об Аукционе не конкретизированы требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе применительно к объекту закупки.
Указание положения части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не свидетельствует о соблюдении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта и заключенном контракте отсутствуют сроки оформления результатов приемки (срок подписания сторонами акта приема-передачи помещений).
5. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта и заключенном контракте отсутствует положение о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.
6. В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 5.4 проекта контракта и заключенного контракта Заказчиком установлена мера ответственности за просрочку исполнения Продавцом обязательства, предусмотренного Контракта, не в соответствии с требованиями части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Так, в пункте 5.4 проекта контракта и заключенного контракта Заказчиком указан размер пени в виде 1/300 действующей на дату уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, тогда как в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня устанавливается в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и определяется по соответствующей формуле.
Только по результатам расчета по формуле, установленной Правилами, возможно определить размер пени, который может быть равен 0,01, 0,02, 0,03 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
7. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком в пункте 18 раздела 1 документации об Аукционе.
Согласно пункту 8.1 проекта контракта контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами.
Действительно, в силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, указание срока действия контракта (окончания срока действия контракта) в виде события, не обладающего признаком неизбежности наступления, приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
8. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Требования к содержанию и составу заявки установлены Заказчиком в пункте 1.14 раздела 1 документации об Аукционе.
Описание объекта закупки дано Заказчиком в разделе 3 документации об Аукционе.
Согласно указанному положению документации об Аукционе Заказчику требовалось отдельно стоящее здание (дом) с земельным участком со следующими характеристиками: "Общая площадь не менее 460 кв.м. Материалы стен: шлакоблок (или эквивалент), обшитый кирпичом. Здание (дом) должно находиться в зоне жилой застройки с. Кунашак, за пределами защитных зон предприятий, в радиусе не более 1 (одного) километра от любого из существующих в селе Кунашак детских дошкольных учреждений. Год постройки здания (дома) не ранее 2013 года (подтвердить справкой БТИ), количество этажей не более 3 (трех).
Благоустройство: наличие централизованной системы отопления в исправном состоянии; наличие системы водоснабжения (центральная либо локальная) с горячим и холодным снабжением; наличие системы канализации в исправном состоянии (локальная либо централизованная), наличие сантехнического оборудования; система электроснабжения в исправном состоянии без скруток, в наличии все имеющиеся розетки и выключатели, патроны для лампочек.
Конструкция окон в здании должна иметь цельное стекло без трещин, рамы окрашены (либо пластик), подоконники окрашены (либо пластик) и не имеют трещин.
Потолки в здании должны быть окрашены водоэмульсионной краской, либо отделаны иным противопожарным материалом, имеют место для крепления светильника, с подведением действующего электропровода.
Для обеспечения безопасного пребывания граждан стены не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижению надежности здания в целом.
Межкомнатные двери должны быть в наличии окрашены (либо ламинат, либо шпон), плотно закрываются, без трещин и щелей, дверная коробка обшита наличниками.
Полы крашенные, не имеют щелей более 3-х мм, либо покрыты линолеумом, установлены плинтуса по всему периметру пола; помещения в здании должны иметь непосредственное естественное освещение. Здание (дом) должно обеспечить возможность: устройства мест не менее 55 мест".
Из содержания документации об Аукционе следует, что участники закупки должны были указать в первой части заявки на участие в Аукционе характеристики предлагаемого здания (дома), в том числе конкретизировать следующие показатели:
1) наличие системы водоснабжения (центральная либо локальная);
2) наличие системы канализации в исправном состоянии (локальная либо централизованная);
3) рамы окрашены (либо пластик), подоконники окрашены (либо пластик);
4) потолки в здании должны быть окрашены водоэмульсионной краской, либо отделаны иным противопожарным материалом;
5) межкомнатные двери должны быть в наличии окрашены (либо ламинат, либо шпон);
6) полы окрашенные либо покрыты линолеумом.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.11.2014 N0169300049314000113-1 на участие в Аукционе поступила единственная заявка от Каримова Р.Г., которая решением аукционной комиссии признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявку единственного участника закупки, требования документации об Аукционе к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, описание объекта закупки, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.11.2014 N0169300049314000113-1, приходит к выводу о нарушении аукционной комиссией частей 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном допуске Каримова Р.Г. к участию в Аукционе в связи с непредставлением конкретных показателей предлагаемого здания (дома) и признании его заявки соответствующей требованиям документации об Аукционе.
9. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 10 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Описание объекта закупки, изложенное Заказчиком в разделе 3 документации об Аукционе, характеризует предмет контракта и не может быть изменено при заключении контракта по результатам Аукциона.
Вместе с тем, следующие характеристики объекта закупки, являющегося потребность Заказчика, не нашли своего отражения в проекте контракта и заключенном контракте: "Материалы стен: шлакоблок (или эквивалент), обшитый кирпичом. Здание (дом) должно находиться в зоне жилой застройки с. Кунашак, за пределами защитных зон предприятий, в радиусе не более 1 (одного) километра от любого из существующих в селе Кунашак детских дошкольных учреждений. Благоустройство: наличие централизованной системы отопления в исправном состоянии; наличие системы водоснабжения (центральная либо локальная) с горячим и холодным снабжением; наличие системы канализации в исправном состоянии (локальная либо централизованная), наличие сантехнического оборудования; система электроснабжения в исправном состоянии без скруток, в наличии все имеющиеся розетки и выключатели, патроны для лампочек.
Конструкция окон в здании должна иметь цельное стекло без трещин, рамы окрашены (либо пластик), подоконники окрашены (либо пластик) и не имеют трещин.
Потолки в здании должны быть окрашены водоэмульсионной краской, либо отделаны иным противопожарным материалом, имеют место для крепления светильника, с подведением действующего электропровода.
Для обеспечения безопасного пребывания граждан стены не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижению надежности здания в целом.
Межкомнатные двери должны быть в наличии окрашены (либо ламинат, либо шпон), плотно закрываются, без трещин и щелей, дверная коробка обшита наличниками.
Полы крашенные, не имеют щелей более 3-х мм, либо покрыты линолеумом, установлены плинтуса по всему периметру пола; помещения в здании должны иметь непосредственное естественное освещение. Здание (дом) должно обеспечить возможность: устройства мест не менее 55 мест".
Отсутствие указанных сведений в заключенном контракте свидетельствует о нарушении Заказчиком части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, заключении контракта не на условиях документации об Аукционе и потребности Заказчика.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1,7,9,13 статьи 34, пунктов 2,11 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66, части 10 статьи 70, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением контракта и его исполнением.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.С. Субботина
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июля 2015 г. N 114-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2015