Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 10 августа 2015 г. N ГЗ-469/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
изучив и рассмотрев представленные материалы дела, доводы жалобы Заявителя и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе:
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 06.07.2015 г. поступила жалоба от ООО "Новафарм" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее - уполномоченный орган) и заказчика в лице Государственного казенного учреждения материально-технического обеспечения министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0101200008115001234 Электронный аукцион [g051012085/1542g] на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (Инсулин-изофан [человеческий генно- инженерный] (2-15)) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Электронный аукцион).
Согласно жалобы, Заявитель считает что, уполномоченный орган и заказчик в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), а именно:
- в документации об аукционе, указано картриджи совместимые с имеющимися у льготополучателей шприц-ручками "ОптиПен Про 1" или "картриджи в одноразовых шприц-ручках СолоСтар, что соответствует только одному производителю Санофи.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по электронному аукциону.
Уполномоченным органом в соответствии с заказ-заявкой от заказчика 22.05.2015 г было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно документации об аукционе, закупался "Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]", "раствор для инъекций", 100 МЕ/мл, 3 мл, в первичной упаковке "картриджи совместимые с имеющимися у льготополучателей шприц-ручками "ОптиПен Про 1" или "картриджи в одноразовых шприц-ручках СолоСтар".
Согласно доводам заявителя, требования указанные в первичной упаковке указывают на единственного производителя Санофи, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 г N1552 Н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулинзависимым сахарном диабете", 09 ноября 2012 г N858 Н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимым сахарном диабете", от 28 ноября 2012 г N1581н "Стандарт первичной медико-санитарной помощи при инсулиннезависимым сахарном диабете", согласно которым, все человеческие инсулины назначаются по международному непатентованному наименованию без указания какого либо торгового наименования, в данных стандартах нет указания на необходимость применения инсулинов по конкретному торговому наименованию.
Представитель Заказчика не согласился с указанными доводами, закупка проводилась, согласно Государственного регистра больных сахарным диабетом, который ведется согласно приказу МЗ РФ от 15.11.2001 г N405 "О мерах по завершению работ по созданию региональных центров Государственного регистра больных сахарным диабетом" и Приказа Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 27.12.2001 г N960-Д "Об организации республиканского центра Государственный регистр больных сахарным диабетом" учтены пациенты, получающие инсулины по торговым наименованиям. Численность пациентов в Государственном регистре больных сахарным диабетом, получающих инсулины по торговым наименованиям по федеральной льготе (ОНЛП) и по региональной льготе (РЛО) приведена в Министерстве здравоохранения РБ и отражена в протоколе рабочего совещания от 02.06.2015 г.
Во исполнение поручения Минздрава РБ от 21.04.2015 г о своевременном проведении закупочных мероприятий инсулинов ОНЛП и РЛО на 2 полугодие 2015 года на основании сводной потребности в инсулинах лечебно-профилактических учреждений РБ, указанный лекарственный препарат закупается для продолжения лечения больных сахарным диабетом, имеющим право получить государственную социальную помощь ранее получавших указанный инсулин, перевод больных на другой инсулин и другую терапию может вызвать ухудшение здоровья пациента, так как инсулин подбирается строго индивидуально и обязательно в лечебно-профилактических учреждениях, в зависимости от ряда факторов, кроме того картриджи закупались для шприц-ручек "ОптиПен Про 1" которые уже имеются у льготополучателей.
Указанные доводы заказчика Комиссией Башкортостанского УФАС России отклоняются, так как в указанных нормативных актов отсутствует указание что при разработке технического задания необходимо указывать на торговое наименование инсулина, кроме того отсутствует документальное подтверждение что смена инсулина на другой может вызвать ухудшение здоровья, что подбор инсулина осуществляется в обязательно в лечебно-профилактических учреждениях.
Государственный регистр больных сахарным диабетом, согласно приказу МЗ РФ от 15.11.2001 г N405 "О мерах по завершению работ по созданию региональных центров Государственного регистра больных сахарным диабетом", носит информативный и статистический характер, отражает количество больных и наименование инсулина, назначенного лечащим врачом.
Довод заказчика о закупке картриджей для льготополучателей у которых имеется шприц-ручки "ОптиПенПро 1", не соответствует материалам дела, так как согласно технического задания закупались картриджи для многоразовых шприц ручек, а также картриджи в одноразовых шприц-ручках. Использование картриджей в одноразовых шприц ручках, не зависит от наличия, у льготополучателя многоразовой шприц-ручки, так как имеет независимое средство введения и после использования утилизируется. Кроме того в документации не указано какое число льготополучателей имеют на руках многоразовые шприц-ручки.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указано что, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
Согласно Извещения о проведения электронного аукциона, указано что предметом закупки являлось поставка лекарственного препарата (Инсулин растворимый [человеческий генно- инженерный], а не шприц-ручек.
Инсулиновые картриджи используются со шприц-ручками многоразового применения. Инструкция по медицинскому применению инсулинов содержит указание на то, что устройство картриджей не позволяет смешивать их содержимое с другими инсулинами в самом картридже, что картридж не предназначен для повторного наполнения, а также на указание на возможность применения картриджей только с определенными видами шприц-ручек. Указанная позиция подтверждается также Письмом ФАС России NАД/14295/13 от 25.03.2015 г.
Учитывая изложенное, требование о совместимости картриджи с имеющимися у льготополучателей шприц-ручками "ОптиПен Про 1" или "картриджи в одноразовых шприц-ручках СолоСтар" приведет к закупке инсулина единственного производителя Санофи.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Данные обстоятельства содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч 4.2 ст.7.30 КоАП РФ. В связи с чем, комиссия Башкортостанского УФАС Росс приняла решение передать материалы дела должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новафарм" на действия заказчика обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушении Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела NГЗ-469/15 должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 10 августа 2015 г. N ГЗ-469/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2015