Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июля 2015 г. N 07-99/2015
резолютивная часть решения объявлена 16.07.2015г.
в полном объеме решение изготовлено 21.07.2015г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЮгСпецСтрой" (далее - ООО "ЮгСпецСтрой", заявитель) представители не явились, надлежащим образом извещены уведомлением N07/2708 от 15.07.2015г.;
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) представители не явились, надлежащим образом извещены уведомлением N07/2708 от 15.07.2015г.;
от уполномоченного органа - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР (далее - уполномоченный орган) в лице , действующей на основании доверенности N37 от 12.09.2014г.,
рассмотрев жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104200002115000023 "Строительство объекта: "Берегоукрепительное сооружение на р.Жемтала по защите автотуристического кластера "Зарагиж" в Черекском районе, КБР (1 пусковой комплекс)", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 11.02.2014г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе" и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104200002115000023 "Строительство объекта: "Берегоукрепительное сооружение на р.Жемтала по защите автотуристического кластера "Зарагиж" в Черекском районе, КБР (1 пусковой комплекс)" (извещение о проведении электронного аукциона - 18.03.2015г. 14:35ч.). Начальная (максимальная) цена контракта - 51 485 930, 00 рублей.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением норм Закона о контрактной системе, которые ограничивают круг участников закупок, тем самым ущемляя права и законные интересы участников закупок.
Так по мнению заявителя, в пункте 19 документации об аукционе установлено "Привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций: подрядчик не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, должен привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены контракта", тогда как согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что, соответственно, отсутствует в документации об аукционе и как следствие является нарушением Закона о контрактной системе. По позиции "Проволока горячекатаная в мотках" установлено "Катанку изготавливают из углеродистой стали обыкновенного качества из стали марки СтО, Ст1, Ст2 или СтЗ" любой из степеней раскисления по ГОСТ 380". В соответствии с требованиям ГОСТа 380-2005 "Углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп".
Следовательно, указанная заказчиком марка стали "СтЗ", вне зависимости от степени раскисления, с использованием буквы "З" не существует, что подтверждает установление требования к несуществующей характеристике, тем самым ограничивая конкуренцию.
По позиции "Арматура горячекатанная арматурная сталь" заказчиком установлено требование к химическому составу стали, по мнению заявителя, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию химического состава веществ, используемых при изготовлении товаров, ограничивают возможность участником закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Заказчиком 25.06.2015г. были внесены изменения в документацию об аукционе, однако в состав документации об аукционе не было внесено извещение о внесении изменений с указанием пунктов, относительно которых были произведены изменения.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; осуществить контроль за соблюдением заказником и уполномоченным органом требований Закона о контрактной системе и иных нормативно-правовых актов в сфере закупок; провести внеплановую проверку по вышеуказанному аукциону; выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 16 июля 2015г., представитель уполномоченного органа пояснил, что извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе подготовлены с учетом требований Закона о контрактной системе, требований действующих национальных, государственных, межгосударственных ГОСТов.
Рассмотрев доводы ООО "ЮгСпецСтрой", выслушав представителя уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
18.03.2015г. 14:35ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru info@rts-tender.ru уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0104200002115000023 "Строительство объекта: "Берегоукрепительное сооружение на р.Жемтала по защите автотуристического кластера "Зарагиж" в Черекском районе, КБР (1 пусковой комплекс)" (извещение о проведении электронного аукциона - 18.03.2015г. 14:35ч.). Начальная (максимальная) цена контракта - 51 485 930, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 29.05.2015г. 19:00ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 27.07.2015г. 09:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 31.07.2015г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 03.08.2015г.
В ходе внеплановой проверки Комиссией УФАС России по КБР установлено, что электронный аукцион N0104200002115000023 "Строительство объекта: "Берегоукрепительное сооружение на р.Жемтала по защите автотуристического кластера "Зарагиж" в Черекском районе, КБР (1 пусковой комплекс)" опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В рамках части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как в документации об аукционе, а именно, в пункте 19, так и в пункте 5.24 части 5 проекта государственного контракта предусмотрены: "Генеральный подрядчик должен привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20 % цены контракта".
Согласно пункту 12.13 части 12 проекта государственного контракта предусмотрено: "В случае не привлечения Генеральным подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20 % цены контракта Заказчиком начисляется штраф в соответствии с п. 12.8 настоящего контракта". Пунктом 12.8 части 12 проекта государственного контракта предусмотрена ответственность Генерального подрядчика, выраженная в виде штрафа:
а)10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б)5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в)1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г)0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Следовательно, заказчиком соблюдено требование, регламентированное в части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем указания и фиксации в проекте государственного контракта обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По позиции "Горячекатаная арматурная сталь" технического задания документации об аукционе заказчиком установлены требования к химическому составу стали в соответствии с ГОСТ380-2005, в частности, химический состав стали (в соответствии с требованиями ГОСТ 380-2005), не более, % (и предельные отклонения, %, кипящая/ полуспокойная, спокойная): углерод - 0,22 (0,03/+0,03 и -0,02); марганец - 0,65 (+0,05 и -0,04/+ 0,05 и -0,03); кремний - 0,05/ 0,30 (- / +0,03 и -0,02); хром - 0,30; никель - 0,30; медь - 0,30; азот - 0,010 (мартеновской, конвертерной), 0,012 (выплавленной в электропечах) (+0,002/+0,002); сера - 0,050 (+0,006/+0,005); фосфор - 0,040 (+0,006/+0,005); мышьяк - 0,080.
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Следовательно, заказчиком формируются извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе и техническое задание исходя из потребностей заказчика с указанием параметров к товарам, материалам, установленных в государственных, национальных, межгосударственных стандартов. Требования, предусмотренные, к химическому составу стали не противоречат ГОСТу 380-2005.
По позиции "Проволока горячекатаная в мотках" технического задания документации об аукционе установлено "Катанку изготавливают из углеродистой стали обыкновенного качества из стали марки СтО, Ст1, Ст2 или СтЗ" любой из степеней раскисления по ГОСТ 380". Марка стали "Ст3" относится к углеродистым сталям обыкновенного качества в соответствии с требованием ГОСТа 380-2005 и предусмотрено в таблице 3 пункта 6 "Маркировка".
На основании части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Воспользовавшись предоставленным правом в соответствии с частью 6 статьи 63, частью 6 статьи 65 заказчиком внесены изменения в документацию об аукционе, а именно, 25.06.2015г. Документация с изменениями была размещена в соответствии с регламентированными сроками, указанными в статьях 63, 65 Закона о контрактной системе, а также после внесения изменений в документацию об аукционе был продлен срок подачи заявок на участие в аукционе. Законом о контрактной системе не предусмотрены условия размещения изменений с указанием пунктов, относительно которых произведены соответствующие изменения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июля 2015 г. N 07-99/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2015