Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 31 июля 2015 г. N 08-10-98
Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2015 г.
Изготовлено в полном объеме 31.07.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Хонинов Ю.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Тришкина И.А. (доверенность N 05-01-05-29-2398 от 12.02.2015г.);
от участника закупки (победитель) Страховая группа "УралСиб" в лице Калмыцкого филиала Болтырова А.П. (доверенность N 1080 от 24.12.2012 года), Сарыловой Г.А. (доверенность N 1080/В от 10.07.2015 года);
от заявителя - Страховое акционерное общество "ВСК" в лице Калмыцкого филиала Ванькаев С.С. (доверенность N 47-08-34/35 от 25.06.2015г.);
рассмотрев в открытом заседании жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" в лице Калмыцкого филиала,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 24.07.2015г. поступила жалоба от Калмыцкого филиала Страхового акционерного общества "ВСК" (далее - Заявитель, Калмыцкий филиал САО "ВСК"), в которой обжалуются действия Заказчика Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - Заказчик, УФК по РК) при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия"(номер извещения N 0105100000115000097).
Заявитель считает, что Заказчик не правомерно допустил и признал победителем ЗАО СГ "УралСиб", а также несвоевременно разместил протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Представитель Страховой группы "УралСиб" в лице Калмыцкого филиала поддержал доводы Заказчика и представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к выводам об обоснованности жалобы по следующим основаниям.
I. 13.07.2015 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105100000115000097 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия". Начальная (максимальная) цена контракта - 35 581 (тридцать пять тысяч пятьсот восемьдесят один) рубль 57 копеек.
Согласно протоколу N 0105100000115000097 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.07.2015 года поступило 4 заявки:
1. ЗАО "Страховая группа "УралСиб" с предложением о цены контракта - 29 876, 51 рублей.
2. СОАО "ВСК" с предложением о цены контракта - 31 589, 83 рублей.
3. Филиал ООО "РОСГОССТРАХ" в Республике Калмыкия с предложением о цены контракта - 29 876, 51 рублей.
4. ОАО "СОГАЗ" с предложением о цены контракта - 34 266, 49 рублей.
Единая комиссия, рассмотрев вышеперечисленные заявки участников закупки приняла следующие решение:
1. Заявки на участие в запросе котировок соответствуют всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, предложенная цена Услуги не превышает начальной (максимальной) цены контракта.
2. По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, в соответствии с частью 6 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ при предложении наиболее низкой цены услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается ЗАО "Страховая группа "УралСиб", заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок и заявка которого соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена услуги.
3. По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия признать ООО "РОГОССТРАХ", участником закупки, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия о цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий.
4. Разместить настоящий протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок в день подписания на официальном сайте РФ в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, т.е. "20" июля 2015г.
II. В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о закупках под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Котировочная комиссия приняла решение в соответствии с частью 6 статьи 78 Закона о закупках, а именно: "Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 73 Закона о закупках извещение о проведении запроса котировок должно содержать информацию, указанную в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, и использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее Закон об ОСАГО).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок из применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в соответствии с настоящим законом.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.
В данном случае, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цена контракта определена путем расчета в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России) и составляет - 35 581 (тридцать пять тысяч пятьсот восемьдесят один) рубль 57 копеек.
Согласно пп. 3 Примечания Указание Банка России следует, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204 ("Вестник Банка России" от 8 октября 2014 года N 93) (далее - сведения).
Вместе с тем, на заседании Комиссии Калмыцкого УФАС России установлено, что Заказчиком в описание объекта закупки (приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок) не была в полном объеме указана информация (идентификационный номер - VIN транспортного средства), необходимая для расчета страховой премии в соответствии с требованиями Указание Банка России, в связи с чем, участники закупки не имели возможности произвести расчет с учетом понижающего коэффициента (Кбм).
Так в соответствии с пп.4 Примечания Указание Банка России следует, что:
- По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
На основании изложенного, Заказчик не указав в описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании тем самым нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках.
III. Касаемо довода, что Заказчиком несвоевременно опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
В соответствии с ч.8 ст. 78 Закона о закупках, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок от 20.07.2015 года был сформирован и подписан Единой комиссией 20.07.2015 года, а опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 23.07.2015 года, что подтверждается скриншотом с сайта.
Таким образом, Заказчик не опубликовав протокол в срок установленный законодательством РФ в сети интернет нарушает ч.8 ст.78 Закона о Закупках.
IV. В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была проведена внеплановая проверка данной закупки и установлено следующее:
Согласно извещению п. 7 запроса котировок N 0105100000115000097 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг "Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, Заказчиком установлены Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок: участник закупки должен соответствовать требованиям, установленными частями 1 и 11 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в том числе и пп. 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 8 запроса котировок N 0105100000115000097 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг "Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, Заказчиком прописано: "Перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с. п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона: не установлено"
Пунктом 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должен содержаться исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 указанного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что страховщик это страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На основании вышеуказанных норм действующего законодательства обязательным требования к участникам закупки, предметом которой является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности, является требование о наличии разрешения (лицензии), выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, Заказчиком - Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия в нарушении требования пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок не конкретизированы требования к участникам закупки, не предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Калмыцкого филиала САО "ВСК" - обоснованной.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании запроса котировок.
3. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 часть 1 статья 73, ч. 8 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Хонинов Ю.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 31 июля 2015 г. N 08-10-98
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2015