Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 июля 2015 г. N 04-02/6922
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России),
рассмотрев жалобу исх. от 24.07.2015 N Ф-11-2776 (вх. от 24.07.2015 N 4149) федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", заявитель) в лице филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Коми на действия заказчика - администрацию муниципального района "Удорский", при определении подрядчика способом электронного аукциона на выполнение работ по первичной технической инвентаризации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования муниципального района "Удорский" и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под ними (закупка N 0107300002715000059), далее - жалоба, электронный аукцион или закупка,
при участии:
- <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. Закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") извещено о времени и месте рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы представитель ЗАО "Сбербанк-АСТ" отсутствует, что с учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы не препятствует её рассмотрению по существу.
2. В Коми УФАС России поступила жалоба ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в лице филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Коми.
Заявителем обжалуется действие администрации муниципального района "Удорский" в части:
- установления заказчиком ограничения участия в определении подрядчика - участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
- неустановления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) о том, что участниками закупки могут быть только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, обладающие специальной правоспособностью, то есть ранее аккредитованные, имеющие на момент такой аккредитации в учредительных документах вид деятельности, предусмотренный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" 70.32.3 - "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" и обеспечивающие по настоящее время ведение, хранение и комплектование архива технической инвентаризации";
- неуказания в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит в жалобе признать жалобу обоснованной, приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу, провести проверку правомерности действий заказчика, содержания документации об электронном аукционе, выдать предписание об устранении нарушений.
Администрацией муниципального района "Удорский" в отзыве на жалобу исх. от 28.07.2015 N 1321/01-17 (вх. от 28.07.2015 N 1895эл) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно доводов жалобы.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучения материалов жалобы, заслушивания представителей заявителя, заказчика, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки явилась администрация муниципального района "Удорский".
Наименование объекта закупки - выполнение работ по первичной технической инвентаризации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования муниципального района "Удорский" и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под ними.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 965 681,59 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального района "Удорский", в том числе с разбивкой по годам: в 2015 году - 251 201,94 рублей; в 2016 году - 714 479,65 рублей.
Информация о проведении электронного аукциона, в том числе извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0107300002715000059 от 17.07.2015, документация об электронном аукционе (ЭА-41) по определению подрядчика на выполнение работ по первичной технической инвентаризации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования муниципального района "Удорский" и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под ними (далее - документация об электронном аукционе) размещены на официальном сайте и на сайте электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru.
Постановлением от 16.07.2015 N 519, подписанным руководителем администрации муниципального района "Удорский", утверждена документация об электронном аукционе, создана аукционная комиссия по определению подрядчика на выполнение работ по первичной технической инвентаризации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования муниципального района "Удорский" и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под ними (далее - комиссия) и утвержден ее состав.
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе информация, предусмотренная статьёй 42 Закона о контрактной системе.
В статье 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0107300002715000059 от 17.07.2015 и документация об электронном аукционе содержат ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
Как следует из представленной администрацией муниципального района "Удорский" письменной информации и устных пояснений представителей заказчика, заслушанных в ходе заседания, установление ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, заказчик обосновывает предусмотренной статьей 30 Закона о контрактной системе обязанностью осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя затруднился пояснить, какая именно норма Закона о контрактной системе нарушена заказчиком.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает в действиях заказчика в виде установления в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0107300002715000059 от 17.07.2015 и документации об электронном аукционе ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, нарушения требований части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.3. По пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе единых требований к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 1 пункта 2 раздела 1 "Инструкция. Общие сведения" документации об электронном аукционе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам электронного аукциона, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (данные требования дополнительно указываются в информационной карте настоящей документации).
Согласно пункту 21 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, не установлены.
Объект закупки - выполнение работ по первичной технической инвентаризации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования муниципального района "Удорский" и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под ними.
Описание объекта закупки определено разделом III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электроном аукционе, далее - Техническое задание.
На заседании Комиссии Коми УФАС России установлено, не оспорено представителями заявителя, заказчика, что часть работ, предусмотренных Техническим заданием и подлежащих выполнению в рамках закупки, относится к технической инвентаризации, часть работ - к кадастровой деятельности.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 546 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" с 09.07.2013 признаны утратившими силу.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2013 N 271 "О признании утратившими силу отдельных приказов Минэкономразвития России" с 30.07.2013 признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для признания бездействия заказчика - администрации муниципального района "Удорский", в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона N 0107300002715000059 от 17.07.2015 требования к участникам закупки и исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе: участниками закупки могут быть только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, обладающие специальной правоспособностью, то есть ранее аккредитованные, имеющие на момент такой аккредитации в учредительных документах вид деятельности, предусмотренный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" 70.32.3 - "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" и обеспечивающие по настоящее время ведение, хранение и комплектование архива технической инвентаризации", противоречащим пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3.4. В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).
Согласно частям 1, 2 статьи 31 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:
1) в качестве индивидуального предпринимателя;
2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Кадастровый инженер в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе выбирать формы организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.
На основании статьи 32 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый инженер вправе принять решение об осуществлении своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, если он зарегистрирован в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Указанное в части 1 настоящей статьи юридическое лицо обязано:
1) иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность;
2) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ.
Таким образом, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, о наличии у участников следующих документов:
- для юридического лица: документы, подтверждающие, что в штате юридического лица имеется не менее 2-х кадастровых инженеров; действующие квалификационные аттестаты кадастровых инженеров.
- для индивидуальных предпринимателей: действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Как пояснил в ходе заседания представитель заказчика, в извещении о проведении электронного аукциона N 0107300002715000059 от 17.07.2015, документации об электронном аукционе предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, не установлено.
Бездействие заказчика в виде неуказания, при наличии в Техническом задании работ, подлежащих выполнению в рамках закупки, относящихся к кадастровой деятельности, в извещении о проведении электронного аукциона N 0107300002715000059 от 17.07.2015, документации об электронном аукционе требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о соответствии требованиям, установленным статьями 29, 31, 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ: наличие у участников закупки документов: для юридического лица: документов, подтверждающих, что в штате юридического лица имеется не менее 2-х кадастровых инженеров; действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров; для индивидуальных предпринимателей: действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера; исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Допущенное заказчиком - администрацией муниципального района "Удорский", нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона N 0107300002715000059 от 17.07.2015, документации об электронном аукционе требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о соответствии требованиям, установленным статьями 29, 31, 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ: наличие у участников закупки документов: для юридического лица: документов, подтверждающих, что в штате юридического лица имеется не менее 2-х кадастровых инженеров; действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров; для индивидуальных предпринимателей: действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера; исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является существенным, поскольку может привести к подаче заявок на участие в электронном аукционе лицами, не обладающими правом осуществлять кадастровую деятельность, что может иметь своим результатом неисполнение (ненадлежащее исполнение) муниципального контракта, и противоречит установленным Законом о контрактной системе принципам обеспечения равной конкуренции, профессионализма заказчика, ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие заказчика - администрации муниципального района "Удорский", в виде неуказания, в извещении о проведении электронного аукциона N 0107300002715000059 от 17.07.2015, документации об электронном аукционе требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о соответствии требованиям, установленным статьями 29, 31, 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ: наличие у участников закупки документов: для юридического лица: документов, подтверждающих, что в штате юридического лица имеется не менее 2-х кадастровых инженеров; действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров; для индивидуальных предпринимателей: действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера; исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречащим требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения допущенного заказчиком - администрацией муниципального района "Удорский", нарушения требований Закона о контрактной системе, выдать заказчику, комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе посредством аннулирования осуществления закупки способом электронного аукциона, отмены протокола N 0107300002715000059-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (ЭА-41) от 28.07.2015.
4. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица заказчика - администрации муниципального района "Удорский", к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 июля 2015 г. N 04-02/6922
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2015