Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 12 августа 2015 г. N 02-06/118-15
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии - _________ -заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
__________ - специалист 1-го разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
__________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - ГБУ РМЭ "РЦПБ СПИД и ИЗ"), надлежащим образом уведомленного о времени, месте и дате рассмотрения материалов дела,
заявителя - государственного автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования "Учебно-производственный комбинат" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - ГАУ ЧР ДПО "УПК" Минстроя Чувашии), рассмотрев жалобу ГАУ ЧР ДПО "УПК" Минстроя Чувашии на положения аукционной документации электронного аукциона на оказание услуг по проведению выездного тематического курса повышения квалификации работников образования (номер извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308200002615000032 от 01.08.2015),
установила:
ГБУ РМЭ "РЦПБ СПИД и ИЗ" проводился электронный аукцион на оказание услуг по проведению выездного тематического курса повышения квалификации работников образования (номер извещения на официальном сайте 0308200002615000032 от 01.08.2015).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ГАУ ЧР ДПО "УПК" Минстроя Чувашии на положения аукционной документации.
Податель жалобы указывает, что в документации проводимого электронного аукциона отсутствует требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление образовательной деятельности, наличие которой предусмотреноФедеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, направил в адрес Марийского УФАС России письменные объяснения (исх. N 457 от 11.08.2015), в которых указал, что исполнитель не обязан лично оказывать требуемые заказчику образовательные услуги, а может привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - соисполнителей, у которых есть соответствующая лицензия.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на оказание услуг по проведению выездного тематического курса повышения квалификации работников образования размещены на официальном сайте 01.08.2015 (код закупки 0308200002615000032).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 10.08.2015 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 11.08.2015.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 14.08.2015.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, заказчик при проведении электронного аукциона обязан устанавливать в документации об электронном аукционе единые требования к участникам закупки, а также о наличии во второй части заявки копий разрешительных документов, в том числе лицензий, без которых невозможно оказать услуги, заявленные на электронный аукцион, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения процедур закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате проведения закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отдельных видов деятельности образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17 статьи 2 Закона об образовании).
На основании пункта 2 части 4 статьи 12 Закона об образовании курсы повышения квалификации относятся к дополнительным образовательным программам, которые входят в состав дополнительных профессиональных программ.
Таким образом, проведение выездного тематического курса повышения квалификации работников образования является образовательной деятельностью, на осуществление которой требуется соответствующая лицензия.
Однако заказчик в документации не установил требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также не обязал их представить в составе вторых частей заявок лицензию с видом деятельности по предмету аукциона, что является нарушением пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона контрактной системе.
Позиция заказчика о том, что наличие лицензии на образовательную деятельность именно у участника электронного аукциона необязательна, поскольку возможно привлечение соисполнителей, является ошибочной по следующим основаниям.
Из пункта 12.3 проекта контракта (раздел VIII аукционной документации) следует, что исполнитель при исполнении контракта имеет право привлекать к выполнению своих обязательств по контракту других лиц - соисполнителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Следовательно, услуги могут быть оказаны исполнителем самостоятельно.
Законом о контрактной системетребования предъявляются к участнику закупки. Участник закупки должен соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации.Однако в рассматриваемой документации отсутствует требование как к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, так и обязанность представить указанный вид лицензии в составе вторых частей заявок. Возможность привлечения субисполнителя не исключает необходимость установления требований к участнику закупки и соблюдения обязательных требований законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика имеются нарушения пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод подателя жалобы обоснован.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
По смыслу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в аукционной документации. Следовательно, заключенный контракт должен полностью соответствовать проекту контракта.
В связи с этим заказчик обязан включить в контракт условие об ответственности сторон.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Марийского УФАС России установила, что в соответствии с пунктом 8.4.1 проекта контракта заказчик вправе потребовать уплаты пеней в случае просрочки выполнения Исполнителем обязательств по контракту.
Таким образом, указанное требование не соответствует части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобугосударственного автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования "Учебно-производственный комбинат" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обоснованной.
2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" нарушение части 6 статьи 34, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями"предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела 02-06/118-15 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии ___________
Члены Комиссии:
___________
____________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 12 августа 2015 г. N 02-06/118-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2015