Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 13 августа 2015 г. N 05-05-06/90-15
Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13.08.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии Хаджиев Ф.А. - и.о. руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства":
- "_", действующий на основании доверенности от 10.08.2015 года N 83;
от подателя жалобы - ООО "РДА-Проект" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя (вх. N 3895 от 10.08.2015 года),
рассмотрев жалобу (вх. N 3826 от 04.08.2015 года) ООО "РДА-Проект" ("_") на действия единой комиссии по осуществлению закупок Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса N 0312100005615000054 на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (Автомобильная дорога Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией участок км 480+000 - км 490+000) и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "РДА-Проект" его законные права и интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика и единой комиссией по осуществлению закупок:
1. в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.07.2015 года отсутствует порядок оценки заявок участников открытого конкурса;
2. неправомерно применена оценка заявок участников открытого конкурса, в результате которого нарушен порядок определения победителя открытого конкурса;
3. конкурсная документация не содержит формулы расчета количества баллов, присуждаемых по показателям.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что оценка заявок произведена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и конкурсной документацией. Также пояснил, что конкурсная документация содержит конкретной формулы расчета количества баллов, присуждаемых по показателям.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку открытого конкурса N 0312100005615000054 на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (Автомобильная дорога Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией участок км 480+000 - км 490+000), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.06.2015 года размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0312100005615000054 на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (Автомобильная дорога Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией участок км 480+000 - км 490+000), начальная (максимальная) цена контракта - 2 083 080 рублей.
Документация открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (Автомобильная дорога Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией участок км 480+000 - км 490+000) утверждена приказом Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" от 17.06.2015 года N 24.
Согласно протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 0312100005615000054 от 20.07.2015 года N 49 на момент окончания срока подачи заявок поступили 6 заявок.
Согласно протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0312100005615000054 от 27.07.2015 года N 49/1 победителем открытого конкурса признана заявка участника закупки ООО "Автодорпроект "Трасса", второй номер присвоен участнику закупки ООО "РДА-Проект".
В силу части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728 Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
Таким образом, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта и недопущения нарушения прав и законных интересов участников закупки, протокол рассмотрения и оценки заявок должен содержать, в том числе, порядок оценки, позволяющей определить, как именно присвоены каждой заявке баллы по каждому показателю нестоимостных критерий, установленных конкурсной документацией.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0312100005615000054 от 27.07.2015 года N 49/1 не содержит порядок оценки заявок.
Довод представителя государственного заказчика о том, что протокол рассмотрения и оценки заявок от 27.07.2015 года содержит порядок оценки заявок Комиссией Тывинского УФАС России не принимается, так как указанный порядок оценки заявок (пункт 2 приложении N 2 к Протоколу) не содержит информацию о порядке оценки заявок, а содержится лишь окончательные баллы по каждому показателю нестоимостных критерий.
Таким образом, единой комиссией по осуществлению закупок государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" в нарушение пункта 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.07.2015 года N 49/1 не указан порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0312100005615000054.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку на основании получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Вместе с тем, при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке (часть 12 статьи 99 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки заявок, окончательных предложений.
В силу пункта 3.38 Административного регламента в случае если доводом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, и обжаловать такие результаты оценки заявок можно в судебном порядке.
Жалоба ООО "РДА-Проект" содержит доводы, направленные на неправомерные действия единой комиссии по осуществлению закупок Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" при проведении оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0312100005615000054 по критериям, установленным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Тывинского УФАС России отсутствуют правовые основания для проведения проверки результатов оценки заявок участников в открытого конкурса N 0312100005615000054.
В соответствии с пунктом 3.38 Административного регламента в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "РДА-Проект" содержит доводы, направленные на положения открытого конкурса N 0312100005615000054, в связи с чем, у Комиссии Тывинского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения данного довода ООО "РДА-Проект".
Вместе с тем, по результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (часть 3 статьи 48 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, документация о закупке должна содержать, в том числе, формулы расчета количества баллов по нестоимостным критериям, присуждаемых по показателям и шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающей интервалы их изменений, а также порядок их определения.
В результате изучения конкурсной документации Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что значение по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется от 0 до 100 баллов (пункт 18.5 конкурсной документации). При этом, порядок выставления баллов (от 0 до 100) конкурсная документация не содержит, так как из буквального толкования указанного требования следует, что заявкам участников закупки могут быть выставлены баллы как 0, так 20, 30 и тд.
Кроме того, исходя из пункта 18.5 конкурсной документации следует, что значение по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" присуждается по результатам умножения соответствующих баллов показателей критерии "качество работ и квалификация участника конкурса".
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России оценка по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" производиться на основании полученных баллов по следующим показателям:
- Степень детализации и проработанности организационно-технических решений, в т.ч. обоснованность сроков выполнения работ, стоимости каждого этапа, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов - участник представляет расчеты и информацию по форме Ф-3 (максимальное значение в баллах - 30);
- Опыт проектирования аналогичных предмету конкурса объектов - участник представляет информацию по форме Ф-4, копии заключенных за последние 5 лет контрактов на выполнение аналогичных предмету конкурса работ с ценой контракта не менее начальной (максимальной) цены контракта, установленной по настоящему контракту (максимальное значение в баллах - 30);
- Квалификация персонала участника конкурса - участник представляет информацию по форме Ф-5, копии дипломов и сертификатов руководителей и специалистов, которые будут задействованы при выполнении работ по данному контракту (максимальное значение в баллах - 15);
- Деловая репутация участника конкурса - участник представляет письма и отзывы в отношении деятельности участника размещения заказа, аналогичной предмета конкурса (максимальное значение в баллах - 5);
- Предложение о качестве работ, предлагаемая участником система менеджмента качества применительно к работам, являющихся предметом конкурса - участник представляет копии положения о системе менеджмента качества, сертификата соответствия требованиям ГОСТ, ИСО (максимальное значение в баллах - 20).
При этом, конкурсная документация не содержит формулы расчета количества баллов по нестоимостным критериям, присуждаемых по показателям и шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающей интервалы их изменений, а также порядок их определения.
Таким образом, Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" в нарушение требований части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункта 11 Правил в конкурсной документации N 0312100005615000054 не установлена формула расчета количества баллов по нестоимостным критериям, присуждаемым по показателям и шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающей интервалы их изменений, а также порядок их определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РДА-Проект", в части нарушения порядка составления протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, обоснованной.
2. Установить в действиях единой комиссии государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" нарушение пункта 5 части 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не указания в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.07.2015 года N 49/1 порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0312100005615000054.
3. Признать доводы жалобы ООО "РДА-Проект" на нарушения порядка определения победителя открытого конкурса N 0312100005615000054 по нестоимостным критериям не относящимися к компетенции контролирующего органа в соответствии с положениями части 12 статьи 99, части 6 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Рассмотрение жалобы ООО "РДА-Проект" на положения конкурсной документации N 0312100005615000054 не проводить в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" нарушение части 4 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, в части не установления в конкурсной документации N 0312100005615000054 формулы расчета количества баллов по нестоимостным критериям, присуждаемых по показателям и шкалы предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающей интервалы их изменений, а также порядок их определения.
6. Выдать государственному заказчику и единой комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика - Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
7. Передать материалы жалобы N 05-05-06/90-15 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для проверки действий заказчика на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
А.В. Саин
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 13 августа 2015 г. N 05-05-06/90-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2015