Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 августа 2015 г. N 05-05-06/94-15
Резолютивная часть решения объявлена 12.08.2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Представительствующий Комиссии: Хаджиев Ф.А. - и.о. руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Хомушку Е.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В.- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
- от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности N ЮК-07 от 21.01.2015 года,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационные услуги - 2":
- "_", действующий на основании доверенности N 16 от 12.08.2015 г.;
- "_", действующий на основании доверенности N 17 от 12.08.2015 г.;
от государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Ресбольница N 1":
- "_", действующая на основании доверенности от 12.08.2015 г.;
- "_", действующая на основании доверенности от 12.08.2015 г.
рассмотрев жалобу (вх. N 3849 от 05.08.2015 года) Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-2" (667000, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 170 кв. 73) на положения документации электронного аукциона N 0112200000815001945 на оказание услуги по вывозу, утилизации медицинских отходов класса Б, В на 2 полугодие 2015 г. для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным и устным доводам подателя жалобы, в аукционной документации установлены требования о предоставлении Разрешения Роспотребнадзора и Свидетельства о прохождении инструктажа по безопасному обращению с медицинскими отходами, что не соответствует действующему законодательству.
Представитель государственного заказчика - ГБУЗ РТ "Ресбольница N 1" не согласился с доводами жалобы и пояснил, что согласно Закону об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека" обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0112200000815001945, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 31.07.2015 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000815001945 на оказание услуги по вывозу, утилизации медицинских отходов класса Б, В на 2 полугодие 2015 г. для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 194 750 рублей 00 копеек.
Аукционная документация на оказание услуги по вывозу, утилизации медицинских отходов класса Б, В на 2 полугодие 2015 г. для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1", утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N 1467 от 31.07.2015 года.
Согласно пункту 7 части 3 Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации электронного аукциона N 0112200000815001945 установлено требование к участникам закупки о наличии Свидетельства о прохождении инструктажа по безопасному обращению с медицинскими отходами со ссылкой на СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Комиссией Тывинского УФАС России в ходе изучения Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10) установлено отсутствие требования о наличии Свидетельства о прохождении инструктажа по безопасному обращению с медицинскими отходами.
Так, согласно пункту 3.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 к работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.
На основании вышеизложенного следует, что документ о прохождении инструктажа по безопасному обращению с медицинскими отходами может быть оформлен в обязательной, но произвольной форме.
В соответствии с пунктом 16 документации электронного аукциона N 0112200000815001945 установлены требования к участникам закупки, в частности о предоставлении Разрешения Роспотребнадзора на утилизацию медицинских отходов класса Б и В.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно статье 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, которое определяет порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но не устанавливает критерии отнесения отходов к данным классам.
Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 N 445, под кодом 7 47 800 00 00 0. Указания на иные медицинские отходы в классификационном каталоге не имеется.
Согласно пункту 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792, конкретные виды отходов представлены в кадастре отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Из данных положений следует отождествление цифровой классификации отходов по классам опасности в плане употребление арабских и римских цифр, в то же время не представляется возможным соотнести цифровую классификацию отходов с буквенной классификацией медицинских отходов.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712.
В соответствии с общими положениями Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511) класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в соответствующих таблицах.
В пунктах 3, 4 указанных Критериев предусмотрено, что отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
В то же время в силу пункта 2 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ отношения в области обращения, в том числе с биологическими отходами, с медицинскими отходами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Как видно из пункта 1, 2 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, также принятых во исполнение статьи 14 Закона об отходах производства и потребления, они определяют порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, а отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, отношения в области обращения с медицинскими отходами исключены из сферы действия Закона об отходах производства и потребления, спорные отношения регулируются специальным законодательством.
В части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации), к медицинским отходам отнесены все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Частью 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации установлены самостоятельные классы, на которые в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, разделяются медицинские отходы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы; класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным; класс "Д" - радиоактивные отходы).
В соответствии с частью 3 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании пункта 2 Критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681, критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3-4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями; критерием опасности медицинских отходов класса В является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1-2 групп патогенности.
Взаимосвязь буквенного обозначения критериев опасности медицинских отходов и цифровой классификации отходов по классам опасности установлена в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденных Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163.
Так, в соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1): класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; класс Б - эпидемиологически опасные отходы; класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности; класс Д - радиоактивные отходы.
На основании вышеизложенного следует, что к отходам 1-4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса "Г". Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса Г, имеющих I-IV классы опасности) в рамках Закона о лицензировании не предусмотрено. Правовых оснований для отнесения медицинских отходов класса Б, В к отходам I-IV классов опасности, деятельность по обезвреживанию, утилизации которых подлежит обязательному лицензированию, не имеется.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного следует, что положения документации электронного аукциона N 0112200000815001945 нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установления требований к участникам закупки, а именно о предоставлении Разрешения Роспотребнадзора и Свидетельства о прохождении инструктажа по безопасному обращению с медицинскими отходами, не предусмотренных Федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационные услуги - 2" обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - Министерство Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушившим часть 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в документации электронного аукциона N 0112200000815001945 требований к участникам закупки не предусмотренных федеральным законодательством.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
Е.А. Хомушку
А.В. Саин
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 августа 2015 г. N 05-05-06/94-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2015