Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,
в присутствие представителей БУЗ УР "Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - Заказчик): <_> (удостоверение N 527 от 12.09.2011.), <_> (доверенность от 27.07.2015г. б/н), <_> (доверенность от 27.07.2015г. б/н);
в отсутствие представителя ООО "Клеомед-хирургические материалы" (далее - Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом - в деле имеется уведомление от 24.07.2015г. N АБ 01-17-07/5660э),
рассмотрев жалобу ООО "Клеомед-хирургические материалы" на действия заказчика - БУЗ УР "Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона N164/2015 на осуществление закупки расходного материала (для хирургии) (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0313300037615000076, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
23.07.2015г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Клеомед-хирургические материалы" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно объединил в один лот товары, которые технологически и функционально не связаны между собой, что ограничивает количество участников закупки и противоречит требованиям части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представители Заказчика с доводами жалобы согласились, а также пояснили, что 21.07.2015г. от участника закупки поступил запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе относительно объединения в один лот шовного материала, нити хирургической и медицинских изделий. Кроме того, данный участник закупки предложил внести изменения в документацию об Аукционе, путем разделения предмета закупки на лоты по однородным товарам, а также возможности предложения к поставке аналогов. 22.07.2015г. Заказчик разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об Аукционе, в котором пояснил, что в соответствии с частью 6 статьи 65 изменения объекта закупки не допускается. 24.07.2015г. Заказчик принял решение отменить определения поставщика по данному Аукциону.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
17.07.2015г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона (с изменениями от 22.07.2015г.), а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 99 237,00 рублей.
22.07.2015г. Заказчик разместил изменения в извещение о проведении Аукциона, срок подачи заявок продлен по 29.07.2015г.
24.07.2015г. Заказчик разместил извещение об отмене определения поставщика.
1. Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчики в документации об электронном аукционе обязаны указать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Заказчиком в Разделе II Описание объекта закупки: Спецификация документация об Аукционе указано описание объекта закупки, согласно которому к поставке требуются шовный материал, нити хирургические и медицинские изделия, в состав которых входят перчатки смотровые, пинцет, ножницы хирургические, салфетка, иглодержатель.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В аукционной документации содержатся указания на поставку товаров с различными функциональными характеристиками, имеющие различные технологические особенности, являющиеся объектами разных товарных рынков.
Объединение в одну закупку товаров, имеющих разные функциональные возможности, обладающих различным целевым назначением, а также возможностью самостоятельного использования без применения иных товаров, включенных в описание объекта закупки, выпускаемых различными производителями, ограничивает доступ к участию в Аукционе производителей товаров и компаний, специализирующихся на поставке изготавливаемой ими продукции, в том числе их официальных представителей, что влечет ограничение количества участников закупки.
Кроме того, производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, включенных в закупку. Данные товары могут использоваться (функционировать) самостоятельно.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что объединение в одну закупку товаров, которые по функциональным и технологическим характеристикам не связаны между собой, ведет к ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 35 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Принимая во внимание, что Заказчик воспользовался своим правом отмены определения поставщика, предусмотренное статьей 35 Закона о контрактной системе, тем самым устранив вышеустановленные нарушения законодательства, ограничивающие количество участников закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России решила предписание о выявленных нарушениях не выдавать, материалы дела уполномоченному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика не передавать.
2. Согласно частям 3, 15, 22 статьи 99, статьи 105 Закона о контрактной системе Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок не уполномочена на осуществление контроля в отношении действий заказчика на предмет их соответствия или несоответствия требованиям Закона о защите конкуренции в порядке статьи 106 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России оставляет без рассмотрения довод жалобы, связанный с указанием на наличие в действиях Заказчика признаков ограничения конкуренции.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Клеомед-хирургические материалы" на действия заказчика - БУЗ УР "Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона N164/2015 на осуществление закупки расходного материала (для хирургии) (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0313300037615000076) обоснованной.
2. Признать заказчика - БУЗ УР "Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела уполномоченному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика - БУЗ УР "Селтинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: |
____________ <_> |
Заместитель председателя Комиссии:
Член Комиссии: |
____________ <_>
____________ <_> |
<_>
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2015