Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 29 июля 2015 г. N 200-К-2015
Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03 августа 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N2, от 11.04.2014 N109, 20.07.2015 N161 в составе:
Котеева В.В. - заместителя руководителя (председатель комиссии);
Морозовой Е.А. - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля
закупок и торгов (член Комиссии);
Адяковой А.С. - специалиста I разряда отдела контроля
закупок и торгов (член Комиссии);
при участии представителей:
заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства" - Дмитриевой Татьяны Эдуардовны, по доверенности,
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Прогресс Строй", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Прогресс Строй" на положения документации Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на осуществление строительного контроля за капитальным ремонтом автомобильной дороги Р-178 Саранск Сурское Ульяновск км 207+000 - км 219+060 в Ульяновской области (изв.N 0315100000315000067) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 23.07.2015 обратилось ООО "Прогресс Строй" с жалобой на положения документации Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на осуществление строительного контроля за капитальным ремонтом автомобильной дороги Р-178 Саранск Сурское Ульяновск км 207+000 - км 219+060 в Ульяновской области. (изв. N 0315100000315000067).
Заявитель указывает о следующих нарушениях в конкурсной документации осуществляемой закупки:
- подпунктом 1) пункта 5.1.4 конкурсной документации установлены излишние требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее - свидетельство СРО) о допуске к конкретным видам работ, в частности по пунктам 32; 32.10. Заявитель указывает, что исходя из документации следует, что для выполнения работ по строительному контролю за капитальным ремонтом автомобильной дороги, свидетельство СРО о допуске к видам работ по указанным выше пунктам, не требуется.
- подпунктом 2) пункта 5.1.4 конкурсной документации установлены излишние требования к участникам закупки о наличии в составе заявки документа, подтверждающего соответствие собственной испытательной лаборатории требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009;
- проектная документация на официальном сайте опубликована не в полном объеме.
На основании вышеизложенного ООО "Прогресс-Строй" просит отменить протокол рассмотрения и оценки заявок и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве и полагают, что конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалоб и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
ФКУ Упрдор "Волга" 03.07.2015 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 0315100000315000067 о проведении открытого конкурса на осуществление строительного контроля за капитальным ремонтом автомобильной дороги Р-178 Саранск Сурское Ульяновск км 207+000 - км 219+060 в Ульяновской области., с начальной (максимальной) ценой контракта 9 181 310,00 руб. (далее - Открытый конкурс).
По доводу Заявителя об установлении в конкурсной документации излишних требований по наличию свидетельства СРО по видам работ, не относящихся к объекту закупки, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе такие сведения должны быть указаны также и в конкурсной документации.
Единые требования, устанавливаемые заказчиком при осуществлении закупки, определены частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, действия перечня распространяется только на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов незавершенного строительства и не распространяется на работы в отношении объектов завершенного строительства.
Заказчиком подпунктом 1) пункта 5.1.4 конкурсной документации установлены требования по наличию у участников закупки документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, наличием свидетельства о допуске к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией по следующим видам видов работ (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N624): п.32, п.32.10.
Комиссией установлено, что предметом открытого конкурса (изв. N 0315100000315000067) является осуществление строительного контроля за капитальным ремонтом автомобильной дороги, т.е. объекта завершенного строительства. Соответственно, для осуществления строительного контроля, наличие свидетельства саморегулируемой организации при данной закупке не требуется.
Таким образом, в силу положений Градостроительного Кодекса Российской Федерации требование о наличии свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства, установленное Заказчиком в конкурсной документации излишне.
Из изложенного следует, что Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе
По доводу Заявителя о наличии в составе заявки документа, подтверждающего соответствие собственной испытательной лаборатории требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
Объектом закупки по данному конкурсу является осуществление строительного контроля за капитальным ремонтом автомобильной дороги Р-178 Саранск Сурское Ульяновск км 207+000 - км 219+060 в Ульяновской области. Подпунктом 2) пункта 5.1.4 конкурсной документации Заказчиком установлено требование о наличии документа, подтверждающего соответствие собственной испытательной лаборатории участника закупки требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.
Установленное требование о наличии собственного технологического оборудования (лаборатория), находящегося только на праве собственности, а не на ином законном праве, Комиссия считает не основанным на нормах гражданского права, поскольку, в том и в другом случае позволяет правообладателю владеть и пользоваться таким имуществом по его назначению, соответственно, достижение цели контрольных испытаний возможно с помощью лаборатории, находящейся на любом законном праве.
Пунктом 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в соответствии с конкурсной документацией ответственным за заключение контракта назначена Антропова М.В., однако из изложенного не следует, что Антропова М.В. является членом контрактной службы.
Таким образом, не указание Заказчиком в конкурсной документации и в извещении N0315100000315000067 о проведении открытого конкурса информации о контрактной службе, нарушает требование пункта 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Вместе с тем предметом открытого конкурса является осуществление строительного контроля за капитальным ремонтом автомобильной дороги, а не сам ремонт. Соответственно проектная документация в рассматриваемом случае не относится к описанию объекта закупки, следовательно ее размещение на официальном сайте не является обязательным.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Закона, а также о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к итоговому заключению о том, что жалоба ООО "Прогресс Строй" является обоснованной в части.
Для устранения нарушений пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 4 и 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд считает необходимым выдать заказчику - Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства" предписание.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прогресс Строй" обоснованной в части.
2. Признать в действиях заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 4 и 12 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого конкурса (изв. N0315100000315000067).
3. Выдать заказчику - Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства" предписание об устранении нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 4 и 12 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса (изв.N0315100000315000067).
Председатель Комиссии В.В. Котеев
Члены Комиссии Е.А. Морозова
А.С.Адякова
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 29 июля 2015 г. N 200-К-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2015