изготовлено в полном объеме 14 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Васильевой С.Н.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Саха-Дом-Строй"(далее -ООО "Саха-Дом-Строй",Общество, заявитель):поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя,
отуполномоченного учреждения и единой комиссии МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов" МО "Таттинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - уполномоченное учреждение, единая комиссия): Габышева Д.Д. (директор),
от муниципального заказчика Администрации МО "Таттинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация, АМО "Таттинский улус (район) РС (Я)): Платонов Ю.М. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "Саха-Дом-Строй"на действия единой комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов" МО "Таттинский улус (район)" Республики Саха (Якутия)при проведении электронного аукциона на строительство одноквартирного жилого дома и двухквартирного жилого дома под "ключ" для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (извещение N 0816300018715000047),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
02 июля2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Саха-Дом-Строй"на действия единой комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов"МО "Таттинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство одноквартирного жилого дома и двухквартирного жилого дома под "ключ" для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (извещение N 0816300018715000047).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайтеразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 09 июля 2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как следует из сути жалобы ООО "Саха-Дом-Строй", заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе (номер заявки 2). Считает, заявка была подана в полном соответствии с действующим законодательством и требованиями аукционной документации.
Просит выдать соответствующее предписание.
Как следует из пояснения представителя единой комиссии уполномоченного учреждения, заявителем представлена информация, не предусмотренная ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в связи с чем участник был не допущен к участию в электронном аукционе.
Считают жалобу ООО "Саха-Дом-Строй" необоснованной.
Представитель Администрации поддержал позицию представителя единой комиссии уполномоченного учреждения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
08 июня 2015 годана сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruуполномоченным учреждениемразмещены извещениеN0816300018715000047о проведении электронного аукционана строительство одноквартирного жилого дома и двухквартирного жилого дома под "ключ" для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а такжеаукционная документация.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила12 869 300,00руб.
25 июня 2015 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие ваукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол рассмотрения первых частей заявок N 0816300018715000047-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок поступило5 (пять) заявок от участниковзакупки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5.
Решением единой комиссии всем участникам закупкиотказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Контракт на момент рассмотрения дела не заключен. Заказчиком повторно закупка не объявлена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Саха-Дом-Строй"обоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что единой комиссией уполномоченного учреждения участнику закупки ООО "Саха-Дом-Строй" по итогам рассмотрения первых частей заявок неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300018715000047-1от 25.06.2015 года участнику закупки с номером заявки 2 (ООО "Саха-Дом-Строй") отказано в допуске к участию в аукционе на основании следующего: "Предоставление информации не установленной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Участником нарушен состав подаваемой информации при подаче заявок на участие в электронном аукционе в первых частях. Предоставлена информация, предусмотренная частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, указанная информация должна предоставляться в составе вторых частей. В соответствии с частью 6.1 статьи 66 федерального закона, участник электронного аукционе не допускается к участию в электронном аукционе".
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований не допуска участников закупки к участию в электронном аукционе, а именно в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статья 67 Закона о контрактной системе).
Таким образом, основанияотказа вдопуске к участию в электронном аукционе, указанного единой комиссией в протоколе рассмотрения первых частей N 0816300018715000047-1 от 25.06.2015 годазаявителю ООО "Саха-Дом-Строй" Законом о контрактной системе не установлено.
Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В зависимости от предмета закупки (поставка товара, выполнение работ/оказание услуг, выполнение работ/оказание услуг с применением материалов/товаров) соответствии со ст. 66 Закона о контрактной системе заказчиком устанавливаются определенные требования к составу первой части заявки участников закупки.
Так, в п. 16 Информационной карты аукционной документации установлено, что участниками закупки предоставляется только согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе.
Комиссия антимонопольного органа изучив, представленные материалы делаприходит к выводу, что положения аукционной документации, в частности Техническое задание не содержит каких-либо товаров/материалов, используемых в ходе строительства жилого дома, и их максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данный установленный факт представителями заказчика и уполномоченного учреждения не оспаривается.
Следовательно, в силу вышеустановленного участниками закупки предоставляется только согласие на выполнение работ по данной закупке.
Таким образом, единой комиссией нарушено требование ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, в части отказа в допуске ООО "Саха-Дом-Строй" к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Жалоба подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Как установлено материалами дела, единой комиссией уполномоченного учреждения другим участникам закупки N 1, 3, 4, 5 также отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании непредоставления конкретных показателей товаров/материалов, используемых в ходе выполнения работ.
Между тем, единая комиссия в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки N 1, 3, 4, 5, поскольку в соответствии с требованиями Закона и документации участниками предоставляется только согласие.
Антимонопольный орган также отмечает, что единой комиссией в протоколе рассмотрения первых частей N 0816300018715000047-1 от 25.06.2015 года отказано в допуске участникам закупки, в том числе и заявителю, к участию в электронном аукционе на основании части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Между тем, данной нормой статьи не предусмотрены основания отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Из смысла данной статьи следует, что положения аукционной документации соответствовать положениям извещения о проведении закупки.
Материалами дела установлено следующее.
Согласно извещению о проведении данного электронного аукциона,предметом закупки является строительство одноквартирного жилого дома и двухквартирного жилого дома под "ключ" для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Между тем, как следует из положений аукционной документации, предметом закупки является строительство шестиквартирного жилого дома под "ключ" для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (п. 5 Информационной карты).
Вместе с тем, как установлено в Техническом заданииаукционной документации,предметом закупки является приобретение жилых помещений путем инвестированияв строительство 6-квартирного жилого дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в селе Ытык-Кюель, Таттинского улуса, РС (Якутия) по технологии быстровозводимого каркасно-панельного домостроения из СИП/SIP/-панелей.
Более того, согласно пункту 1 Технического задания необходимо разработать ПСД на объект: "6-квартирный жилой дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с.Ытык-КюельТаттинского улуса РС(Я)".
Таким образом, в положениях извещения и документации заказчиком в нарушение требования ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ установлено несоответствие в предмете (объекте) закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, еслик участникам закупки заказчиком устанавливаются требования о соответствии для выполнения работ, являющихся объектом закупки, то данные требованиям должны быть прямо установлены и указаны в законодательстве Российской Федерации.
При этом, согласно ч. 6 ст. 66 Закона о КС требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
А также в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Так, согласно п. 16 Информационной карты аукционной документации участники закупки в составе вторых частей заявок предоставляют копии свидетельств о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданноесаморегулируемой организацией(п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство).
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ N 624).
Так, согласно п. 2 Приказа N 624 перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4591), а также в отношении объектовиндивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Следовательно, в отношении строительства объектов индивидуального жилищного строительства и многоквартирных домов с количеством этажей не более, чем трине требуетсясвидетельствао допуске на выполнение видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, выданноесаморегулируемой организацией.
Между тем, как установлено предметом закупки является строительство жилого дома (домов) с количеством этажей не более, чем три.
Таким образом, заказчиком АМО "Таттинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) в нарушение ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено незаконное требование о предоставлении в составе вторых частей заявок участниками закупки копии свидетельство допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией(п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N 1, если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 и в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб., то в качестве дополнительного требования установлено наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Из материалов дела следует, что предметом закупки является выполнение работ строительных, включенных в код 45 с начальной (максимальной) ценой контракта 12 869 300,00 руб.
Между тем, заказчиком АМО "Таттинский улус (район)" в извещении и аукционной документации не установлены требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Саха-Дом-Строй"на действия единой комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов" МО "Таттинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство одноквартирного жилого дома и двухквартирного жилого дома под "ключ" для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (извещение N 0816300018715000047)обоснованной.
2. Признать единую комиссиюуполномоченного учреждения МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов"МО "Таттинский улус (район)" Республики Саха (Якутия)нарушившейч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать муниципального заказчика Администрацию МО "Таттинского улуса" Республики Саха (Якутия)нарушившимч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, ч. 6 ст. 31, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. Выдать муниципальномузаказчику Администрации МО "Таттинского улуса" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 июля 2015 г. N 06-489/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2015