изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Игнатьевой А.А. - врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Страхового акционерного общества "ВСК" (далее - САО "ВСК", заявитель): Дарбасов А.В., Николаева Е.Л. представители по доверенности,
от конкурсной комиссии, государственного заказчика ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)" (далее по тексту - ФКУ "ЦХиСО", заказчик, единая комиссия): Корзиникова О.В. (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица открытого акционерного общества "Альфа Страхование" (далее по тексту - ОАО "АльфаСтрахование", Общество, заинтересованное лицо): Клюкин Р.С. (директор);
рассмотрев жалобу САО "ВСК" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000415000061), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
05 июня 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба САО "ВСК" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения (15 июня 2015 года в 14 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России).
15 июня 2015 года от заинтересованного лица в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) поступили возражения на жалобу.
В ходе рассмотрения дела представители САО "ВСК" жалобу поддержали в полном объеме, сообщили следующее.
Заявитель обжалует отказ САО "ВСК" в допуске к участию в открытом конкурсе, считают, что предложение участника полностью соответствовало требованиям конкурсной документации, указывают, что законом не предусмотрена обязанность заказчика пересчитывать цены предложенные участниками конкурса.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров
На основании данных норм считают правомерным указание цены контракта в заявке заинтересованного лица с учетом будущих изменений, введенных Указанием ЦБ РФ от 20.03.2015г. N 3604-У, поскольку рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется после 12.04.2015 года.
Просят выдать предписание об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N58-2(4)-ок.
Как следует из пояснений представителей единой комиссии заказчика, согласно Указания от 20 марта 2015 года N 3604-У "О внесения изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года" изменение в части базовых ставок страховых тарифов вступают в силу с 12 апреля 2015 года. Срок окончания подачи заявок 08 апреля 2014 года. Заявка САО "ВСК" содержался расчет цены контракта с учетом новых базовых ставок страховых тарифов. Таким образом, на момент подачи заявки, вскрытия конвертов отсутствовала законная возможность для применения базовых тарифов, вступающих в силу с 12 апреля 2014 года.
Просят признать жалобу САО "ВСК" необоснованной.
Позицию государственного заказчика поддерживают представитель ОАО "Альфа Страхование", поясняет следующее.
На момент подачи заявки, вскрытия конвертов у САО "ВСК" отсутствовала законная возможность для применения базовых тарифов, вступающих в силу с 12 апреля 2014 года. Считает, что контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции. Указывает, что единая комиссия заказчика во исполнение предписаний от 27 мая 2015 года Якутского УФАС правомерно приняла решение об отклонении заявки САО "ВСК".
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
16 марта 2015 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru были размещены извещение N 0816100000415000061 о проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 7 560 459,99 руб.
08 апреля 2015 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N 58-1-ОК.
Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано 6 (шесть) заявок:
N п/п |
Наименование УРЗ |
Организационно-правовая форма |
Почтовый адрес, телефон |
1 |
Якутский филиал САО "ВСК" |
Страховое акционерное общество |
677027, г. Якутск, ул. Ойунского, 7. Тел. 35-18-99, 35-02-92 |
2 |
Филиал ООО "Росгосстрах" |
Общество с ограниченной ответственностью |
677018, г. Якутск, ул. Пушкина, 10 тел. 42-37-05, 42-56-35 |
3 |
Якутский филиал ОАО "СОГАЗ" |
Открытое акционерное общество |
677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 36/1 оф. 202 |
4 |
Филиал ОСАО "Ингосстрах" |
Открытое страховое акционерное общество |
677018, г. Якутск, ул. Кулаковского, 20 тел. 33-57-57; 32-07-77 |
5 |
Якутский филиал ОАО "Альфастрахование" |
Открытое акционерное общество |
677000, г. Якутск, ул. Курашова, 30/5 оф. 1/1 тел. +7 (4112) 34-2740 |
6 |
ОАО "РСК "Стерх" |
Открытое акционерное общество |
677010, г. Якутск, ул. Лермонтова, 152 тел. 8 (4112) 44-55-84 |
14 апреля 2015 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, о чем составлен протокол N 58-2-ОК. Согласно указанному протоколу победителем открытого конкурса признан участник закупки - САО "ВСК".
27 апреля 2015 года по итогам рассмотрения жалобы ОАО "Альфа Страхование" на действия заказчика ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств установлены нарушения единой комиссией части 6 статьи 52, части 3.1, 5, 8 статьи 53, выдано предписание о пересмотре и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с замечаниями, изложенными в решении 06-281/15т.
14 мая 2015 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, о чем составлен протокол N 58-2(2)-ОК. Согласно указанному протоколу победителем открытого конкурса признан участник закупки - САО "ВСК".
22 мая 2015 года по итогам рассмотрения жалобы ОАО "Альфа Страхование" на действия заказчика ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств единой комиссии повторно выдано предписание о пересмотре и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с замечаниями изложенными в решении 06-354/15т.
29 мая 2015 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, о чем составлен протокол N 58-2(4)-ОК. Согласно указанному протоколу победителем открытого конкурса признан участник закупки - ОАО "Альфа Страхование".
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт заключен с ОАО "Альфа Страхование".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу САО "ВСК" признала необоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что единая комиссия неправомерно отклонила заявку Общества на участие в конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 58-2(4)-ОК от 29 мая 2015г. заявка САО "ВСК" на участие в конкурсе отклонена на основании "На основании ч.3.1. ст.53 Закона о контрактной системе, п.2 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, п.п. 8.1.2.2. п. 8 документации, п.1 приложения 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указания Банка России от 20.03.2015 г. N 3604-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У", в связи с предоставлением предложения по цене контракта с недостоверными сведениями по расчетам, т.е., на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе у САО "ВСК" отсутствовала законная возможность для применения при определении стоимости услуг базовых ставок страховых тарифов, вступающих в силу с 12 апреля 2015 года".
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как следует из материалов дела, в конкурсную заявку САО "ВСК" исх. N 0184/1 от 06.04.2015 были внесены изменения относительно цены контракта - 4 328 327,99 руб.
В соответствии с требованиями конкурсной документации, цена контракта рассчитывается как сумма страховых премий по каждому транспортному средству, подлежащему страхованию, указанному в Приложении N 2 к конкурсной документации. Размер страховой премии определяется в соответствии Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
На основании части 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - закон об ОСАГО) страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Так, предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования содержатся в Указании Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Совет директоров Банка России утвердил Указание от 20 марта 2015 года N 3604-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание).
Указание изменяет минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа ("тарифный коридор"), а также коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в отдельных субъектах Российской Федерации (коэффициенты КТ).
Согласно Указанию изменения в части коэффициентов, связанных с территорией преимущественного использования транспортного средства вступают в силу с 01 апреля 2015 года, а в части базовых ставок страховых тарифов с 12 апреля 2015 года.
Таким образом, на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе у САО "ВСК" отсутствовала законная возможность для применения при определении стоимости услуг базовых ставок страховых тарифов, вступающих в силу с 12 апреля 2015 года.
Вместе с тем, конкурсная заявка САО "ВСК" содержит расчет цены с учетом новых базовых ставок страховых тарифов.
В силу части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).
Таким образом, единая комиссия правомерно рассмотрела и осуществила оценку заявок на участие в конкурсе.
Указание заявителя на то, что заказчик должен был внести изменения в конкурсную документацию, не может быть принято во внимание на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Из материалов дела следует, что срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 08 апреля 2015 года, жалоба ООО "ВСК" поступила по истечению сроков обжалования положений документации.
Кроме того, согласно части 4 статьи 49 и части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика вносить изменения в документацию, а не обязанность, при этом изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Жалоба признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу САО "ВСК" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000415000061) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии А.А. Игнатьева
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 июня 2015 г. N 06-407/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2015