Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 августа 2015 г. N 06-583/15т
изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - вр.и.о. начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Энерготэк" (далее также - ООО "Энерготэк", заявитель): Кириллова К.Х.(представитель по доверенности);
от заказчика Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее также - Ленское ТУ Росрыболовства, заказчик): Павлов С.М., Петров С.Д. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Энерготэк" на действия заказчика Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении электронного аукциона на поставку подвесных лодочных моторов для нужд Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (извещение N 0316100017615000060), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
06 августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Энерготэк" на действия заказчика Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении электронного аукциона на поставку подвесных лодочных моторов для нужд Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (извещение N 0316100017615000060).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 13 августа 2015 года в 09 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя были приведены следующие доводы.
Документация об электронном аукционе не соответствует законодательству в сфере закупок, а именно в описании объекта установлены диапазоны в характеристиках товара "Лодочный мотор", соответствующие лишь одному товарному знаку "Yamaha".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В описании объекта установлены диапазоны в характеристиках товара, соответствующие лишь одному товарному знаку "Yamaha".
В подтверждение доводов прилагает составленную заявителем сравнительную таблицу подвесных лодочных моторов.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Просит признать незаконными действия заказчика в части установления в аукционной документации характеристик товара, соответствующих лишь одному товарному знаку "Yamaha", обязать заказчика устранить нарушения Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Считают, что описание объекта закупки составлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Требования к характеристикам товара были установлены с учетом потребности заказчика, его государственных инспекторов, непосредственно осуществляющих федеральный государственный контроль, надзор и охрану водных биологических ресурсов на водных объектах Республики Саха (Якутия), а также видов горюче-смазочных материалов и запасных частей, типов моторных лодок, имеющихся в наличии у заказчика (ранее заказчиком были проведены закупки на поставку запасных частей, масел деталей, к подвесным лодочным моторам от производителя "Yamaha" (извещения NN 0316100017615000051, 0316100017615000032, 0316100017615000018)).
Отмечают, что заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников закупки. В свою очередь, заказчик не обязан устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим моделям товара. Закупка осуществляется не для производителей товара, участниками закупки могут быть любые лица, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
30 июля 2015 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0316100017615000060 на поставку подвесных лодочных моторов для нужд Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 201 600 рублей 00 копеек.
11 августа 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316100017615000060-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки поступило 3 (три) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3.
Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
На момент рассмотрения жалобы по существу электронный аукцион не проведен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Энерготэк" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует установление в описании объекта закупки значений технических и качественных характеристик требуемого к поставке товара, соответствующих характеристикам товара только одного производителя.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом данной закупки является поставка подвесных лодочных моторов для нужд Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Из материалов дела установлено, что в пункте 2 "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об электронном аукционе установлены показатели технических и качественных характеристик, позволяющих определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, при этом части установленных показателей соответствует неопределенный диапазон значений (с включением слов "не менее", "не более").
Также в документации об электронном аукционе отсутствует указание на товарный знак.
Таким образом, заказчиком не установлено конкретное значение показателей технических и качественных характеристик требуемого к поставке товара, следовательно, участниками закупки могут быть предложены к поставке соответствующие установленным заказчиком требованиям товары от различных поставщиков.
Между тем, заявителем не были представлены документы (официальные письма от производителей, официальные регламенты по данной продукции, технические паспорта), а также иные надлежащие доказательства о соответствии установленным техническим характеристикам товара только от одного производителя ("Yamaha").
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0316100017615000060-1 от 11 августа 2015 года на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки поступило 3 (три) заявки, при этом аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
Следовательно, установленные заказчиком требования к поставляемому товару не привели к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, заказчиком при составлении описания объекта закупки не были нарушены требования Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Энерготэк" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Энерготэк" на действия заказчика Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении электронного аукциона на поставку подвесных лодочных моторов для нужд Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (извещение N 0316100017615000060) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 августа 2015 г. N 06-583/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2015