изготовлено в полном объеме 21 августа 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Северстрой" (далее - ООО "Северстрой", Общество, заявитель): Копырина К.Н., Румянцев В.П. (представители по доверенностям),
от государственного заказчика ГКУ "Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)", заказчик, Учреждение): Местников К.В. (представитель по доверенности),
от аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее -аукционная комиссия, уполномоченный орган, Госкомзакупок РС (Я)): Попов С.А. (представитель по доверенности),
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Строй-В" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Строй-В"): Яковлев С.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Северстрой" на действия заказчика ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я)", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Локальный водопровод в с.Дабан Олекминского улуса РС(Я)" (извещение N 0116200007915005972), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
11 августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Северстрой" на действия заказчика ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я)", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Локальный водопровод в с.Дабан Олекминского улуса РС(Я)" (извещение N 0116200007915005972).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 августа 2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как пояснили представители ООО "Северстрой", заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе (порядковый номер заявки 7).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок Обществу отказано на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием требованиям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции 19 Бетон (средняя прочность бетона).
По позиции 19 Бетон части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее по тексту решения - Техническое задание) установлены требования в следующем виде: "Бетон готовой марки не ниже 100, класс бетона по прочности не ниже В 3,5 не более В40. Средняя прочность бетона кгс/см3: 523,87 или 458,39 или 392,90 или 327,42 или 261,93 или 196,45 или 130, 97 или 98,23 или 45,8".
Заявителем в заявке по вышеуказанным параметрам позиций Технического задания указаны конкретные показатели соответствующие аукционной документации и нормативам, установленным ГОСТ N 26633-91.
Просят признать жалобу обоснованной и выдать соответствующее предписание.
Как следует из пояснений представителя Госкомзакупок РС (Я)
В своей жалобе участник закупки ООО "Северстрой" обжалует действия аукционной комиссии уполномоченного органа, выразившиеся в недопущении к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Также документацией об электронном аукционе в пункте 1.2.3 раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" установлены аналогичные требования.
В части 2 "Описание объекта закупки" заказчиком приведен перечень применяемых материалов и установлены требования к ним. Так, по позиции 19 "Бетон" установлены требования к средней прочности бетона кгс/см3: 523,87 или 458,39 или 392,90 или 327,42 или 261,93 или 196,45 или 130,97 или 98,23 или 45,8.
Участник закупки ООО "Северстрой" в первой части своей заявки указал бетон со средней прочностью 163,7 кгс/см3. Таким образом, заявителем представлены параметры бетона, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Просит жалобу заявителя признать необоснованной.
Как следует из пояснений представителя заказчика, ГКУ "Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)" с жалобой не согласно, поддерживают позицию представителя уполномоченного органа.
Указывает, что заявителем представлены параметры по позициям 2, 3, 4 Трубы водопроводные из полиэтилена, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Также, заявитель указал параметры по позициям 36, 41, 49 Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт4пс. Между тем, в аукционной документации по данным позициям установлены следующие характеристики Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс.
Таким образом, участник закупки должен был указать марку стали БСт2кп-БСт2пс либо БСт4кс-БСт4пс.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
14 июля 2015 года уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" и на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116200007915005972 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Локальный водопровод в с.Дабан Олекминского улуса РС(Я)", а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 263 206,00 руб.
03 августа 2015 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, о чем составлен протокол рассмотрения первых частей заявок N 0116200007915005972-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок (31.07.2015 г.) на участие в электронном аукционе поданы 10 (десять) заявок с соответствующими порядковыми номерами.
Решением аукционной комиссией к участию в электронном аукционе допущены участники закупки с порядковыми номерами 1, 9; отказано в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с порядковыми номерами 2, 3, 4, 5, 6, 7 (ООО "Северстрой"), 8, 10.
06 августа 2015 года на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС- тендер" проведен электронный аукцион. Предложения участников закупки выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
9 |
11 150 573,94 |
06.08.2015 04:02:37.367 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
11 206 889,97 |
06.08.2015 04:00:55.707 (по московскому времени) |
понижение |
07 августа 2015 года проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915005972-2.
Согласно указанному протоколу, аукционная комиссия приняла решение признать заявку участника закупки с порядковым номером 9 несоответствующей требованиям аукционной документации, победителем признано ООО "Строй-В".
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройсевер" необоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о неправомерном отказе Обществу в допуске к участию в электронном аукционе признан необоснованным, в силу следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0116200007915005972-1 от 03 августа 2015 года участнику закупки ООО "Северстрой" отказано на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием требованиям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции 19 Бетон (средняя прочность бетона).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено материалами дела, заказчиком в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее по тексту решения - Техническое задание) установлены требования к товарам/материалам, используемые в ходе выполнения работ, в частности по позиции 19 Бетон без указания товарного знака или иных средств индивидуализации:
N пп |
Наименование применяемых материалов |
Тех. характеристика |
19 |
Бетон |
Бетон готовый марки не ниже 100, класс бетона по прочности не ниже В3,5 не более В40. Средняя прочность бетона кгс/см3 : 523,87 или 458,39 или 392,90 или 327,42 или 261,93 или 196,45 или 130,97 или 98,23 или 45,8 |
Следовательно, в данном случае применяются положения подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы для выполнения, которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как установлено материалами дела, участник закупки ООО "Северстрой" по позиции 19 Бетон указал следующие параметры:
N пп |
Наименование применяемых материалов |
Тех. характеристика |
19 |
Бетон |
Бетон готовый марки 150, класс бетона по прочности В12,5. Средняя прочность бетона кгс/см3 : 163,7 кгс/см3 |
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", к бетону марки 150 с классом бетона по прочности В12,5, средняя прочность бетона равна 163,7 кгс/см3, что не соответствует требования аукционной документации и не удовлетворяет потребности заказчика по средней прочности бетона.
Таким образом, первая часть заявки ООО "Северстрой" не соответствует требованиям описания объекта закупки аукционной документации (указаны конкретные показатели, не входящие в диапазон требуемых значений).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Следовательно, при рассмотрении первых частей заявок аукционная комиссия руководствуется положениями аукционной документации проверяя на соответствие/не соответствие представленных участником показателей товара значениям, установленным в аукционной документации.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России находит довод жалобы ООО "Северстрой" о неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе необоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При установлении технических характеристик товара/материала, используемого в ходе выполнения работ, заказчик обязан руководствоваться правилом, что описание объекта закупки должно носить объективный характер (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе рассмотрения, дела представитель заказчика пояснил, что требования к техническим характеристикам товара/материала, используемого в ходе выполнения работ по позиции 19 Бетон установлены неверно, так как присутствует необходимость исключения классов прочности: В5, В12,5, В22,5, В27,5.
Учитывая выше изложенное, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащаяся в аукционной документации, установлена ненадлежащим образом и содержит разночтения в части указания по позиции 19 Бетон, включающий в себя 13 классов по прочности, но при этом, по средней прочности бетона кгс/см3 - 9 классов.
Также, представитель заказчика пояснил, что по позициям 36, 41, 49 Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс, участник закупки должен указать сталь марки БСт2кс-БСт2пс либо БСт4пс-БСт4кс.
Представитель заказчика объяснил, что трубы стальные требуются двух марок. Существует объективная необходимость применения труб двух различных марок. Соответственно, требования, установленные в ведомости выполняемых работ, по позициям 36, 41, 49 некорректные, что подтверждается количеством 5 (пяти) участников закупки, заявки которых были отклонены по итогам рассмотрения первых частей заявок по указанным позициям.
Таким образом, установленные характеристики в техническом задании аукционной документации, не дают возможности участникам закупки достоверно определить требуемое значение по указанным позициям.
Во избежание неточного восприятия потенциальными участниками закупки информации, относительно применяемых товаров, а также неверного воспроизведения проверки аукционной комиссией в ходе рассмотрения первых частей заявок соответствия конкретных показателей применяемых товаров/материалов показателям, установленным в аукционной документации, заказчику необходимо устранить разночтения, неточности в отношении установленных характеристик применяемых товаров/материалов.
Между тем, материалами дела также установлено, что техническая часть аукционной документации - ведомость применяемых материалов на официальном сайте размещена в формате "pdf" не позволяющим возможности копирования отдельных фрагментов текста технического задания.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 года N 908 "Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом официального сайта (далее - функционал официального сайта), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим образом оригинала документа, должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала официального сайта.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация подлежащая размещению на официальном сайте в частности аукционная документация может быть размещена в формате "pdf" , но при этом, с соблюдением требований установленных Законом о контрактной системе, Постановлением Правительства N 908, а именно с возможностью поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положение аукционной документации, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле приходит к выводу, что заказчиком нарушены положения ч. 4 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Северстрой" на действия заказчика ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я)", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Локальный водопровод в с.Дабан Олекминского улуса РС(Я)" (извещение N 0116200007915005972) необоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я)" нарушившим ч. 4 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу/заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 августа 2015 г. N 06-600/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2015