Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 августа 2015 г. N 06-601/15т
изготовлено в полном объеме 21 августа 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - врио начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А - главного государственного инспектора отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Супатаева Калысбека Асановича (далее - ИП Супатаев К.С., заявитель): Михеев М.А. (представитель по доверенности),
от муниципального заказчика МКУ "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (далее - заказчик, МКУ "Главстрой"): Скрыбыкин Г.Ю. (представитель по доверенности),
от уполномоченного органа Управления муниципальных заказов Окружной администрации ГО "город Якутск" (далее - уполномоченный орган, Окружная администрация): Антонова С.Д. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП Супатаев К.С. на действия заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"/уполномоченного органа Управление муниципальных заказов Окружной администрации ГО "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству пандусов по объектам культуры городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000115000747), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
у с т а н о в и л а:
11 августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Супатаев К.С. на действия заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"/уполномоченного органа Управление муниципальных заказов Окружной администрации ГО "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству пандусов по объектам культуры городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000115000747).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 августа 2015 года в 10 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Супатаев К.С. пояснил следующее.
По мнению заявителя заказчиком незаконно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по следующим видам:
2. Подготовительные работы;
5. Свайные работы. Закрепление грунтов;
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
10. Монтаж металлических конструкций;
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Поскольку виды работ, выполняемые по данной закупке не относятся к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Также, по мнению представителя заявителя указание в аукционной документации на п. 33 "Жилищно-гражданское строительство" Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 ограничивает количество участников закупки, поскольку согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Т.е. обязательное требование законодателя наличие свидетельства СРО, а не статуса генерального подрядчика.
Кроме того, заявитель в качестве второго довода жалобы указывает, что заказчиком/уполномоченным органом в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в составе аукционной документации не размещена проектно-сметная документация.
Представители муниципального заказчика, уполномоченного органа в ходе рассмотрения дела пояснили следующее.
В техническом задании установлены определенные виды работ, такие как например, разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м (п. 1.1 Ведомости объемов работ) являющийся видом работ влияющий на безопасность объекта капитального строительства и относится в видам подготовительных работ.
Виды работ таких, как свайные работы и закрепление грунтов (пункт 5 Приказа N 624) - это виды работ, которые используются для закрепления грунтов в достаточной близости со сваями здания при реконструкции здания.
Виды работ по устройству бетонных и железобетонных монолитных конструкций также указаны в п. 1.4 "Устройство бетонной подготовки", 1.6 "Устройство плиты Пм-1, Пм-2", 1.7 "Бетон тяжелый, класс В15 (М200)", 1.8 "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III, диаметром 10 мм" Ведомости объемов работ Технического задания.
Виды работ по монтажу сборных и железобетонных конструкций указаны в п. 1.9 "Монтаж пандуса П-1", 2.9 "Монтаж пандуса П-1", 3.1 "Монтаж пандуса П-1", 3.24 "Устройство пандуса П-3" Ведомости объемов работ.
Виды работ по монтажу металлических конструкций указаны в п. 1.10 "Швеллеры N 20У", 1.11 "Швеллеры N 16У", 1.12 "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс наружный диаметр 108 мм, толщина стенки 4,5 мм", 1.14 "Монтаж настила".
Требование к таким видам работ как по защите строительных конструкций, трубопроводов и оборудования обязательно, поскольку при реконструкции здания должна учитываться системе магистральных трубопроводов (канализационных, водо- и теплоснабжения).
Также отмечает, что заявитель мог направить запрос о разъяснении положений аукционной документации.
Проектно-сметная документация имеется, но связи техническими проблемами сети Интернет и большим объемом проектно-сметной документации не была опубликована на официальном сайте
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
27 июля 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещено извещение N 0116300000115000747 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству пандусов по объектам культуры городского округа "город Якутск", а также документация электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 3 014 518,52 руб.
12 августа 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 454-ЭА-15.
Согласно указанному протоколу, до срока окончания подачи заявок на участие в электронном (12.08.2015 г.) поступили шесть заявок с порядковыми номерами 1 - 6.
Решением аукционной комиссии все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
17 августа 2015 года проведен электронный аукцион на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер". Предложения участников закупки выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
1 |
2 028 509,6 |
17.08.2015 05:27:26.830 (по московскому времени) |
понижение |
4 |
2 043 582,19 |
17.08.2015 05:25:07.740 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
2 411 614,89 |
17.08.2015 04:55:05.970 (по московскому времени) |
понижение |
3 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
5 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
6 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ИП Супатаев К.С. признала частично обоснованной по следующим основаниям.
Довод заявителя об установлении незаконного требования о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту решения - свидетельство СРО) признан необоснованным, в силу следующего.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так, согласно ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено материалами дела, в п. 9 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявок свидетельство СРО по следующим видам работ:
2. Подготовительные работы;
5. Свайные работы. Закрепление грунтов;
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
10. Монтаж металлических конструкций;
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Объектом данной закупки является выполнение работ по устройству пандусов по объектам культуры городского округа "город Якутск".
Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ N 624).
Так, пункт 2 "Подготовительные работы" раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа N 624 включает в себя такой вид работ, как разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей, что предусмотрено п. 1.1 Технического задания.
Как следует из материалов дела, предметом закупки является устройство пандусов, при выполнении данных работ непосредственно затрагиваются лестничные марши зданий, а также с пояснений представителя заказчика следует, что вид работ по разработке грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м также относится к подготовительным работам.
Следовательно, относительно установления требования допуска к видам работ как подготовительные работы правомерно.
При этом, как пояснил представитель заказчика в Ведомости объемов работ Технического задания установлены определенные виды работ такие, как свайные работы и закрепление грунтов (пункт 5 Приказа N 624) - это виды работ, которые используются для закрепления грунтов в достаточной близости со сваями здания при реконструкции здания.
Виды работ по устройству бетонных и железобетонных монолитных конструкций также указаны в п. 1.4 "Устройство бетонной подготовки", 1.6 "Устройство плиты Пм-1, Пм-2", 1.7 "Бетон тяжелый, класс В15 (М200)", 1.8 "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III, диаметром 10 мм" Ведомости объемов работ Технического задания.
Виды работ по монтажу сборных и железобетонных конструкций указаны в п. 1.9 "Монтаж пандуса П-1", 2.9 "Монтаж пандуса П-1", 3.1 "Монтаж пандуса П-1", 3.24 "Устройство пандуса П-3" Ведомости объемов работ.
Виды работ по монтажу металлических конструкций указаны в п. 1.10 "Швеллеры N 20У", 1.11 "Швеллеры N 16У", 1.12 "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс наружный диаметр 108 мм, толщина стенки 4,5 мм", 1.14 "Монтаж настила".
Кроме того, как следует из пояснений заказчика, для получения разрешения на реконструкцию объектов капитального строительства МКУ "Главстрой" подана заявка для оформления тех земельных участников, где будут выполняться работы по устройству пандусов.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, представитель заявителя в обоснование доводов жалобы Общества не представил сведений или документов, подтверждающих, что установленные виды работ относятся к видам работ, не требующих наличия у участников закупки свидетельства СРО.
На основании вышеизложенного и при таких обстоятельствах рассматриваемого дела Комиссия антимонопольного органа находит данный довод заявителя об установлении незаконного требования (свидетельства СРО) необоснованным.
Довод заявителя о том, что заказчиков в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе на официальном сайте не размещена проектно - сметная документация признан обоснованным, в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ, следовательно, в силу положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно: закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
Как следует из материалов дела, в составе аукционной документации на официальном сайте опубликована только Техническое задание, где перечислены только виды выполняемых работ.
Пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Также ч. 6 вышеуказанной статьи ГрК РФ устанавливает, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Как следует из пояснений представителя заказчика, объект по данной закупке является объектом капительного строительства, выполнения работ затрагивает их безопасность, которая выражена в реконструкции объекта капитального строительства.
Более того, в ходе рассмотрения дела на обозрение Комиссии антимонопольного органа представителем заказчика представлена проектно-сметная документация по устройству пандусов по объектам культуры городского округа "город Якутск".
Также в положениях проекта договора установлено следующее.
Согласно п. 2.1 проекта контракта муниципальный заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с условиями настоящего Контракта, строительными нормами и правилами Российской Федерации, утвержденной Муниципальным заказчиком проектной и рабочей документацией, документацией, ведомостью объемов работ, содержанием технического задания и графика производства работ (этапов работ) и на основании протокола выполнить работы по объекту: "____" передать результат работ Муниципальному заказчику, а также сдать объект приемочной комиссии, а Муниципальный заказчик обязуется принять результат выполненных Генподрядчиком работ и оплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
Пунктом 9.1.1 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить все Работы по Контракту в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, а также в соответствии с указаниями Муниципального заказчика и утвержденной Муниципальным Заказчиком проектной (стадия "Рабочая документация"), технической и разрешительной документацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как следует из пояснений заказчика, проектно-сметная документация имеется, а также представлена обозрение Комиссии, но по технической причине она была не прикреплена в составе аукционной документации на официальном сайте.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положения аукционной документации, обстоятельства рассматриваемого дела, а также пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что указание только перечня видов работ в Техническом задании не является надлежащим исполнением требований п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком/уполномоченным органом нарушены требования положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64 в части не размещения проектно-сметной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Супатаев К.С. на действия заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"/уполномоченного органа Управления муниципальных заказов Окружной администрации ГО "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству пандусов по объектам культуры городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000115000747) частично обоснованной, в части довода жалобы выразившееся в неопубликовании проектно-сметной документации.
2. Признать муниципального заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"/уполномоченного органа Управление муниципальных заказов Окружной администрации ГО "город Якутск" нарушившими п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"/уполномоченному органу Управления муниципальных заказов Окружной администрации ГО "город Якутск" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 августа 2015 г. N 06-601/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2015