Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 августа 2015 г. N 06-602/15т
изготовлено в полном объеме 24 августа2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д.-врионачальникаотдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "КМ-Сибирь" (далее также - ООО "КМ-Сибирь", заявитель):не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.
отЕдиной комиссии, заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нюрбинская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РС (Я) "Нюрбинская ЦРБ", единая комиссия, заказчик): не явились,представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя;
рассмотрев жалобу ООО "КМ-Сибирь"на действия единой комиссии заказчика ГБУ РС (Я) "Нюрбинская ЦРБ" при проведении запроса котировок на поставку медицинских изделий (извещение N 0316200024715000065),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
12 августа2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "КМ-Сибирь"на действия единой комиссии заказчика ГБУ РС (Я) "Нюрбинская ЦРБ" при проведении запроса котировок на поставку медицинских изделий (извещение N 0316200024715000065).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 19 августа 2015 года в 10 часов 30 минут.
Как следует из содержания жалобы, заявитель ООО "КМ - Сибирь" обжалует отклонение котировочной заявки Общества.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N 2П от 11.08.2015 года заявка Общества отклонена на основании следующего: "Пункты N2,3,4,5,6,7,8 заявки не соответствуют требованиям указанным в извещении о проведении запроса котировок, а именно: заказчиком требовалось чтобы пакеты выдерживали нагрузку более 15 кг., а участником предложены несоответствующие размеры. Основание для отклонения: ч.7 ст.78 Закона о контрактной системе".
В обоснование своего несогласия с данным решением единой комиссии заявитель указывает, что извещение о проведении запроса котировок не содержала инструкцию по заполнению котировочных заявок, требование "более 15 кг" заявителем было понято, как на указание минимального значения ровно 15 кг.
Вместе с тем, Обществом также обжалуются положения извещения о проведении запроса котировок, в части установления требования к пакетам полиэтиленовым для сбора, хранения и удаления медицинских отходовкласса Б и В"более 15 кг".
Поскольку согласно п. 6.3 СанПин2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" одноразовые пакеты, используемые для сбора отходов классов Б и В должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг отходов.
Просят выдать соответствующее предписание.
Как следует из пояснений ГБУ РС (Я) "Нюрбинская ЦРБ", с жалобой заказчик не согласен, считает, что единая комиссия правомерно отклонила заявку заявителя. В части второго доводы жалобы заказчик согласен.
КомиссияУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
30 июля2015года на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruуполномоченным органомразмещеноизвещение N0316200024715000065о проведении запроса котировокна поставку медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 424 295,00руб.
11 августа2015 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения и оценки котировочных заявок, о чем составлен соответствующий протокол N П2.
Согласно указанному протоколу в адрес заказчикадо окончания срока подачи заявок поступили3 (три) котировочные заявки от следующих участников закупки:ООО "КМ-Сибирь", ООО "НЛМ Трейд", ИП Подзоров Павел Владимирович.
Единая комиссия отклонила двезаявки участников закупкиООО "КМ-Сибирь", ИП Подзоров Павел Владимировична участие в запросе котировок и признала соответствующей требованиям извещения о проведения запроса котировок заявку участника закупки ООО "НДМ Трейд".
Запрос котировок признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения дела по существу контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "КМ-Сибирь"необоснованнойпо следующим основаниям.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N П2 от 11 августа2015 года заявка Общества отклонена на основании следующего: "Пункты N 2, 3, 4, 5, 6, 7 ,8 заявки не соответствуют требованиям указанным в извещении о проведении запроса котировок, а именно: заказчиком требовалось чтобы пакеты выдерживали нагрузку более 15 кг., а участником предложены несоответствующие размеры. Основание для отклонения: ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе".
Согласно п. 1 ч.1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Так, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено материалами дела, объектом закупки является поставка медицинских изделий, технические характеристики которых заказчиком установлены в файле "Описание объекта закупки".
По позициям 2 - 8 Описания объекта закупки установлены требования к пакетам полиэтиленовым для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А, Б и В "Выдерживает нагрузку более 15 кг".
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование ихарактеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
Материалами дела установлено, что Обществом в котировочной заявке по позициям 2-8 Описания объекта закупки по параметру "Выдерживает нагрузку более 15 кг" указанпоказатель 15 кг.
Между тем, под требованием товара "Выдерживает нагрузку более 15 кг" означает, что участники закупки в своих заявках указывают конкретный показательпревышающийзначение показателя товара, установленного в извещении о проведении запроса котировок, так, например, более 15 кг означает, что участники закупки должны были указать, к примеру15,5 кг, 16 кг, 17 кг, 18 кг и т.д.
Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что единая комиссия правомерно отклонила заявку ООО "КМ-Сибирь" в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а довод жалобы о неправомерном отклонении заявки необоснованным.
Также исходя из содержания жалобы следует, что заявителем обжалуются положения извещения о проведении запроса котировок.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. <_>. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона N 44-ФЗ следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями закупочной документации, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об электронном аукционе, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как следует из материалов дела, срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок истек 11 августа 2015 года, между тем, жалоба заявителя в антимонопольный орган поступила 12 августа 2015 года. Более того, заявителем была подана заявка на участие в данном запросе котировок.
Части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе корреспондирует норма пункта 1 части 3 статьи 73, согласно которой участник закупки, подавая заявку на участие в запросе котировок подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации закупки, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в извещении и закупочной документации. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия закупки и исполнения контракта, в том числе, требования заказчика к поставляемому товару, для него понятны и приемлемы.
Положение части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе направлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения закупки путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения закупки документации, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников закупки.
Таким образом, Комиссия считает заявление ООО "КМ-Сибирь", в части обжалования положений извещения о проведении запроса котировок (требования к описанию объекта закупки) не подлежащим рассмотрению связи с истечением срока обжалования.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
При установлении технических характеристик товара/материала, используемого в ходе выполнения работ, заказчик обязан руководствоваться правилом, что описание объекта закупки должно носить объективный характер (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Как установлено материалами дела, объектом закупки является поставка медицинских изделий, технические характеристики которых заказчиком установлены в файле "Описание объекта закупки".
По позициям 2 - 8 Описания объекта закупки установлены требования к пакетам полиэтиленовым для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б и В "Выдерживает нагрузку более 15 кг".
Также по данным позициям содержится ссылка на СанПин 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
В силу специфики закупаемого товара, а именно медицинских средств по сбору и хранению медицинских отходов класса Б и В, заказчик при установлении технических характеристик к товару обязан руководствоваться положениями соответствующих федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Так, Федеральным законом, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее по тексту решения - Закон N 52-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 22 Закон N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 года N 163 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Так, согласно п. 6.3 раздела VI"Требования к условиям временного хранения (накопления) медицинских отходов"одноразовые пакеты, используемые для сбора отходов классов Б и В должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг отходов.
Таким образом, требование, установленное в извещении о проведении запроса котировок в отношении пакетов полиэтиленовых для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б и В не соответствует положениям СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", следовательно, установление заказчиком заведомо некорректных требований по показателям товаранарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 1 ч.1 ст. 73 Закона о контрактной системе в части отсутствия точного объективного характера в описании объекта закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "КМ-Сибирь"ООО "КМ-Сибирь" на действия единой комиссии заказчика ГБУ РС (Я) "Нюрбинская ЦРБ" при проведении запроса котировок на поставку медицинских изделий (извещение N 0316200024715000065)необоснованной. Довод в части обжалования положений извещения о проведения запроса котировок признан не подлежащим рассмотрению, в связи с истечением сроков обжалования, согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "Нюрбинская ЦРБ" нарушившимп. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 1 ч.1 ст. 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчикуГБУ РС (Я) "Нюрбинская ЦРБ" предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 августа 2015 г. N 06-602/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2015