изготовлено в полном объеме 24 июля2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П.-начальникаотдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Осиповой Я.Д.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателяСупатаевКалысбекАсанович (далее также - ИП Супатаев К.А.,заявитель):Михеев М.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей"(далее также - ФБУ "АЛБ", заказчик): Мишина Г.М., Ишаков И.В., Березовская С.В. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ИП СупатаевК.А. на действия заказчика ФБУ "АЛБ" при проведении электронного аукциона на выполнение генподрядных работ по завершению строительства первой очереди многоквартирного жилого дома N1 на объекте: "Два 4-х этажных жилых дома в квартале 171 г. Якутска" (изв. N0316100015215000250),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
14июля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП СупатаевК.А. на действия заказчика ФБУ "АЛБ" при проведении электронного аукциона на выполнение генподрядных работ по завершению строительства первой очереди многоквартирного жилого дома N1 на объекте: "Два 4-х этажных жилых дома в квартале 171 г. Якутска" (изв. N0316100015215000250).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 21июля2015 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Супатаев К.А.жалобу поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
1. Заказчиком нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе, создающие затруднения для участника закупки при составлении заявки на участие в электронном аукционе, в части следующего:
- по позиции 1 "Плитки керамические для полов" раздела "Ведомость потребных основных материалов" аукционной документации не содержится конкретного описания товара;
- по позиции 6 "Поручни металлические" раздела "Ведомость потребных основных материалов" аукционной документации заказчиком установлено требование соответствия ГОСТ 51261-99. Между тем, данный ГОСТ содержит лишь описание конструкций поручней, их типы, технические требования к ним;
- по позиции 25 "Снегозадержатель" раздела "Ведомость потребных основных материалов" аукционной документации заказчику требуется 251, 400 м. Между тем, в соответствиис разделом "Перечень объемов работ" аукционной документации в пункте 17 "Установка снегозадержателей" объем работ составляет лишь 117 м.
2. В разделе "Техническое задание" аукционной документации указано, что коробка здания возведена на 100 %, то есть все работы по кладке наружных стен завершены. Между тем, заявителем выявлено несоответствие, так как в разделе "Перечень объемов работ" аукционной документации содержатся, в том числе работы по кладке стен мелкоблочных, укладке перемычек из сборного ж/бетона.
3. Согласно пункту 10 "Устройство обделок на фасадах" раздела "Перечень объемов работ" аукционной документации требуемый объем работ составляет 1978 м2. Между тем, согласно чертежам, приложенным в составе аукционной документации общая площадь фасада составляет приблизительно 1268, 46 м2.
4. Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены использован сводный сметный расчет, а также коэффициент Территориальной единой расценки (далее также - ТЕР). Между тем, ТЕР на территории Республики Саха (Якутия)не утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
5. В аукционной документации заказчиком не приложены разрешение на строительство, а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
6. В нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе проекте контракта не установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела представителизаказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
1. Аукционная документация составлена в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
- по доводу заявителя, в отношении "Плитки керамические для полов", "Поручни металлические" раздела "Ведомость потребных основных материалов" аукционной документации поясняют следующее. Закон не предусматривает запрета на установление требований о соответствии товаров, работ, услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые показатели качественных и технических характеристик товара. В связи с чем, заказчиком в качестве требуемых характеристик к товарам установлены требования о соответствии ГОСТ, которые содержат показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика. Там указываются максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
- согласно пункту 17 "Установка снегозадержателей" раздела "Перечень объемов работ" аукционной документацииобщая длина установки снегодержателейсоставляет 117м. Количество снегодержателей 251,400м., установленное пункте 25 раздела "Ведомость потребных основных материалов" аукционной документации определено из расчета установки снегодержателя трубного в две нитки.
2. Требуемые работы по кладке наружных стенобъеме 0,672 м3 необходимы для закладки дверного проема, так как произошло перепроектирование малосемейного общежития на многоквартирный жилой дом. Дополнительный пожарный выход не требуется. Пересогласование имеется.
3. Согласно проекту и локальной смете площадь фасада составляет 1978м2 с учетом всех проемов. Обделка на фасадах принимается по площади фасада без вычета проемов (п.2.12.5 технической части Сборника 12 утвержденного Госстроем России). В связи с чем, заказчиком был принят объем устройства обделок на фасадах в количестве 19,78 на 100м2. Предполагается, что заявитель произвел расчет площади фасада с вычетом проемов.
4. Приказом N105 от 23.07.2010 года Министерством строительства Республики Саха (Якутия) установлено, что до ввода в действие сборников ТЕРРеспублики Саха (Якутия), сметная документация на строительство с 1 августа 2010 года для базовых районов г. Якутска, г. Нерюнгри и г.Мирный составляется на основе сборников федеральных единичных расценок с приведением их в текущий уровень цен ежеквартальными индексами изменения стоимости строительства.
Поэтому начальная (максимальная) цена определена сводным сметным расчетом на основании локальных смет составленных в ценах нормативной базы территориальных единичных расценок ТЕР-2001г. для переходящих строек с переводом в текущие цены первого квартала 2015г.
5. Включение в состав аукционной документации разрешения на строительство,положительного заключения государственной экспертизы проектной документации не требуется.
6. Заказчиком в разделе 7 проекта контракта указаны способы обеспечения исполнения контракта. Во исполнение статьи 34 Закона о контрактной системе в проект контракта включено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта, реквизиты банковского счета заказчика для перечисления средств обеспечения контракта, случаи его удержания. Размер обеспечения исполнения контракта, срок, порядок предоставления обеспечения, требования к обеспечению установлены в пункте 29 раздела "Информационная карта" аукционной документации.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29июня 2015года на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной площадки ОАО "ЕЭТП"заказчикомразмещеноизвещение N0316100015215000250о проведении электронного аукциона на выполнение генподрядных работ по завершению строительства первой очереди многоквартирного жилого дома N 1 на объекте: "Два 4-х этажных жилых дома в квартале 171 г. Якутска", а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 19 984 413рублей00 копеек.
17июля 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N0316100015215000250-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционепоступили 2 (две) заявки от участников закупки с порядковыми номерами1, 2.Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционеучастника закупки с порядковым номером заявки 1, отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 2.
На момент рассмотрения жалобы итоги закупки не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Супатаев К.А.частично обоснованнойпо следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Следовательно, заказчик самостоятельно определяет функциональные и технические характеристики материалов/товаров, используемых при выполнении работ,а также устанавливает показатели, на основании которых определяются эти характеристики.
В разделе "Ведомость потребных основных материалов" аукционной документации, установлены, в том числе следующие требования, к материалам/товарам, используемым при выполнении работ:
1) "Плитки керамические для полов", 387,070 м2, ГОСТ 6787-2001, цвет по согласованию с заказчиком;
6) "Поручни металлические", 21,828 м, ГОСТ 51261-99;
25) "Снегозадержатель", 251,400 м, трубы диаметром 32 мм, толщина стенок 1,5 мм, ГОСТ23118-99.
Как следует из пояснения представителей заказчика, в разделе "Перечень объемов работ" аукционной документации в пункте 17 "Установка снегозадержателей" объем работ составляет 117 м, так как установка данного снегозадержателя подразумевается в различных вариациях, в том числе в два ряда.
Таким образом, участник закупки при подаче заявки на участие в электронном аукционе вправе предложить любые материалы/товары, отвечающие установленными заказчиком требованиям.
Противоречийне установлено.
Таким образом, доводы заявителя признаны необоснованными.
2.В разделе "Техническое задание" аукционной документации указано, что коробка здания возведена на 100 %, то есть все работы по кладке наружных стен завершены. При этом, в разделе "Перечень объемов работ" аукционной документации содержатся, в том числе работы по кладке стен мелкоблочных, укладке перемычек из сборного ж/бетона.
Как следует из пояснения представителей заказчика,аукционная документация предусматривает работы по кладке наружных стен, так как здание, являющееся предметом закупкиперепроектировано из малосемейного общежития на многоквартирный жилой дом. В связи с данным фактом, требуется закладка дверного проема.
Противоречий не установлено.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
3.Согласно пункту 10 "Устройство обделок на фасадах" раздела "Перечень объемов работ" аукционной документации требуемый объем работ составляет 1978 м2. При этом, согласно чертежам, приложенным в составе аукционной документации общая площадь фасада, по мнению заявителя, составляет приблизительно 1268, 46 м2.
Как следует из пояснения представителей заказчика, 1978 м2 - это общая площадь фасада. Следовательно, расчет заявителя (1268, 46 м2) подразумевает расчет площади фасада с вычетом проемов.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
4. По мнению заявителя, заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены неправомерно применен коэффициент ТЕР.
Как следует из пояснения представителей заказчика, Приказом N 105 от 23.07.2010 года Министерством строительства Республики Саха (Якутия) установлено, что до ввода в действие сборников ТЕР Республики Саха (Якутия), сметная документация на строительство с 1 августа 2010 года для базовых районов г. Якутска, г. Нерюнгри и г. Мирный составляется на основе сборников федеральных единичных расценок с приведением их в текущий уровень цен ежеквартальными индексами изменения стоимости строительства.Поэтому начальная (максимальная) цена определена сводным сметным расчетом на основании локальных смет составленных в ценах нормативной базы территориальных единичных расценок ТЕР-2001 г. для переходящих строек с переводом в текущие цены первого квартала 2015 г.
Противоречий не установлено.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
5. По мнению заявителя заказчиком неправомерно не включены в состав аукционной документации разрешение на строительство,а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Между тем, требование о включении данных документов в состав аукционной документации в Законе о контрактной системе отсутствует.
Также, данные документы были представлены представителями заказчика в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
Кроме того, Комиссия отмечает, что перечисленные доводы жалобы, по сути, не могли препятствовать заявителю подать заявку на участие в электронном аукционе, а также воспользоваться правом, установленным статьей 65 Закона о контрактной системе и подать запрос на разъяснения положений аукционной документации.
6. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, в том числе в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела установлено, что в проекте контракта установлены условия обеспечения исполнения контракта, но не установлен размер обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованиям части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Из пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановление Российской Федерации от 04.02.2915 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99) устанавливает следующие дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Извещением N 0316100015215000250установлено следующее:
- предмет закупки - выполнение генподрядных работ по завершению строительства первой очереди многоквартирного жилого дома;
- начальная (максимальная) цена контракта - 19 984 413 рублей 00 копеек;
- код по ОКПД - 45.21.12.110.
Следовательно, у заказчика в соответствии с требованиями части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе возникает обязанность по установлению дополнительных требований к участникам закупки.
Между тем, в нарушение части 4 статья 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации вышеуказанные дополнительные требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствуют.
При этом, антимонопольный орган отмечает, что согласно Постановлению N 99 документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуИП Супатаев К.А. на действия заказчика ФБУ "АЛБ" при проведении электронного аукциона на выполнение генподрядных работ по завершению строительства первой очереди многоквартирного жилого дома N 1 на объекте: "Два 4-х этажных жилых дома в квартале 171 г. Якутска" (изв. N0316100015215000250)частичнообоснованной.
2. Признать заказчика ФБУ "АЛБ"нарушившимчасть 4 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64,часть 1 статьи 96Федерального закона от 05.04.2013 годаN 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ФБУ "АЛБ"предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки,определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Я.Д. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 июля 2015 г. N 06-524/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2015