Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 июля 2015 г. N 06-527/15т
изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "САНАКЭТ" (далее - ООО "САНАКЭТ", Общество, заявитель): Гончаров В.В., представитель по доверенности;
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация, уполномоченный орган, единая комиссия): поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации,
рассмотрев жалобу ООО "САНАКЭТ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения здания МБОУ "Кыллахская средняя общеобразовательная школа" Олекминского района РС(Я) (извещение N 0116300005215000337), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
16 июля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "САНАКЭТ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения здания МБОУ "Кыллахская средняя общеобразовательная школа" Олекминского района РС(Я).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 23 июля 2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как следует из сути жалобы ООО "САНАКЭТ", заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе (номер заявки 4). Считает, что комиссия по осуществлению закупки не правомочна принимать решение, поскольку состав комиссии из 4 человек, а не 5 как предусмотрено требованиями Закона о контрактной системе. Представитель заявителя указывает на отсутствие плана-графика на официальном сайте, не указание контрактного управляющего в документации, а также отсутствие инструкции по заполнению аукционной заявки и описания объекта закупки.
Как следует из письменного пояснения Администрации, в составе единой комиссии по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) МР "Олекминский район" РС(Я) для муниципальных нужд общее число членов составляет 7 (семь) человек. Согласно ч. 8 ст. 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов, считают, комиссия в составе 4 человек правомочна осуществлять свои функции как при рассмотрении первых частей, так и при рассмотрении вторых частей заявок. Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе содержатся в информационной карте аукционной документации в п. 22. В документации о проведении закупки установлено только ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе. Заказчик МБОУ "Кыллахская средняя общеобразовательная школа" Олекминского района РС(Я) самостоятельно разрабатывает план-график закупок и размещает в единой информационной системе. В пункте 4 информационной карты аукционной указано контактное лицо, которое и является контрактным управляющим. Считают жалобу ООО "САНАКЭТ" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26 июня 2015 года на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещены извещение N 0116300005215000337 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения здания МБОУ "Кыллахская средняя общеобразовательная школа" Олекминского района РС(Я), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 240 000,00 руб.
06 июля 2015 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол рассмотрения первых частей заявок N 1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок поступило 4 (четыре) заявки от участников закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4.
Решением единой комиссии участники закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3 допущены к участию в аукционе в электронной форме, участнику закупки с порядковым номером 4 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
09 июля 2015 года был проведен электронный аукцион, о чем составлен соответствующий протокол. Поступившие от участников электронного аукциона предложения о цене контракта выглядят следующим образом.
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
199200.00 |
понижение |
17.00 % |
09.07.2015 07:11:30 |
3 |
2 |
200400.00 |
понижение |
16.50 % |
09.07.2015 07:10:05 |
1 |
13 июля 2015 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 3.
Согласно данному протоколу аукционная комиссия приняла решение признать заявки участников закупки с порядковыми номерами 1, 3 соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "САНАКЭТ" частично обоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что единой комиссией уполномоченного органа участнику закупки ООО "САНАКЭТ" по итогам рассмотрения первых частей заявок неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 1 от 06.07.2015 года участнику закупки с номером заявки 4 (ООО "САНАКЭТ") отказано в допуске к участию в аукционе на основании следующего: "участником закупки не предоставлена информация о конкретных показателях используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе".
Как следует из письменного пояснения Администрации, отказано Обществу в допуске к участию в электронном аукционе, потому что первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В зависимости от предмета закупки (поставка товара, выполнение работ/оказание услуг, выполнение работ/оказание услуг с применением материалов/товаров) соответствии со ст. 66 Закона о контрактной системе заказчиком/уполномоченным органом устанавливаются определенные требования к составу первой части заявки участников закупки.
Комиссия антимонопольного органа, изучив представленные материалы дела, приходит к выводу, что положения аукционной документации, в частности Техническое задание не содержит каких-либо требований о товарах/материалах, используемых в ходе выполнения работ, и их максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, в силу выше установленного участниками закупки предоставляется только согласие на выполнение работ по данной закупке.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований не допуска участников закупки к участию в электронном аукционе, а именно в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статья 67 Закона о контрактной системе).
Таким образом, единой комиссией нарушено требование ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе в части отказа в допуске ООО "САНАКЭТ" к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части неправомерного отказа в допуске к аукциону признан обоснованным.
На указание заявителем в качестве обоснования довода о неправомерном отказе в допуске к аукциону, что комиссия по осуществлению закупки не правомочна принимать решение, поскольку состав комиссии из 4 человек, а не 5 как предусмотрено требованиями Закона о контрактной системе, антимонопольный орган отмечает следующее.
В силу части 3 статьи 39 Закона о контрактной системе заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов (часть 8 статьи 39 Закона о контрактной системе).
В материалы дела Администрацией представлен приказ о составе комиссии по осуществлению закупок N 6 от 14.01.2014 года. Исходя из анализа содержания указанного документа, следует, что единая комиссия состоит из 7 человек. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 1 от 06.07.2015 года единая комиссия осуществляла свои функции при присутствии 4 членов, что не противоречит требованиям статьи 39 Закона о контрактной системе.
Вторым доводом жалобы является указание на отсутствие плана-графика на официальном сайте и, как следствие, невозможность осуществления закупки, не предусмотренной в плане-графике.
В соответствии с частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с частью 3 статьи 114 Закона о контрактной системе часть 11 статьи 21 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2017 года.
Таким образом, обязанность размещения заказчиком закупки в плане-графике наступает после вступления в силу части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе, т.е. с 1 января 2017 года.
Данный довод подлежит признанию необоснованным.
Третьим доводом жалобы является отсутствие указания контрактного управляющего в документации.
На основании пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Как следует из материалов дела, в пункте 4 информационной карты аукционной указано контактное лицо Макарова Анисия Павловна, а также контактная информация. В письменном пояснении Администрация указывает, что данное контактное лицо является контрактным управляющим.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке, заключении контракта и т.п.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя не привел сведения или документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Общества, фактом того что в аукционной документации Макарова А.П. не обозначена контрактным управляющим.
Вышеуказанный довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Также Общество указывает на отсутствие инструкции по заполнению аукционной заявки и описания объекта закупки.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона N 44-ФЗ следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями документации об открытом аукционе в электронной форме, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Как следует из материалов дела, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе истек 04 июля 2015 года, между тем, жалоба ООО "САНАКЭТ" в антимонопольный орган поступила 16 июля 2015 года.
Части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе корреспондирует норма пункта 1 части 3 статьи 66, согласно которой участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия открытого аукциона в электронной форме, в том числе, требования заказчика к поставляемому товару, для него понятны и приемлемы.
Также обращаем внимание на содержащееся согласие на выполнение работ в первой части аукционной заявки Общества.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Так, в пункте 3.2.2.2 аукционной документации, а также в пункте 22 Информационной карты аукционной документации установлено, что участниками закупки предоставляется только согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе.
По мнению антимонопольного органа, наличие четкой инструкции по заполнению первой части аукционной заявки в случае требования заказчиком/уполномоченным органом только согласия на выполнение работ, является излишним.
Положение части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе направлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников закупки.
Кроме того, часть 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ предусматривает право участников закупки направлять в адрес заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации запросы о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, в случае неясности ее положений, или при наличии, с точки зрения лица, направляющего запрос, определенных ограничений количества участников закупки, чем, заявитель не воспользовался.
Таким образом, Комиссия считает заявление ООО "САНАКЭТ", в части обжалования положений документации об открытом аукционе в электронной форме не подлежащим рассмотрению связи с истечением срока обжалования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "САНАКЭТ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения здания МБОУ "Кыллахская средняя общеобразовательная школа" Олекминского района РС(Я) (извещение N 0116300005215000337) частично обоснованной. Довод жалобы в части неправомерного отказа ООО "САНАКЭТ" в допуске к аукциону признан обоснованным. Довод жалобы в части обжалования положений документации об открытом аукционе в электронной форме не подлежащим рассмотрению связи с истечением срока обжалования.
2. Признать единую комиссию уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) нарушившей ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать единой комиссии уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 июля 2015 г. N 06-527/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2015