Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 июня 2015 г. N 06-447/15т
изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Игнатьевой А.А. - врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "МФК Биоритм" (далее - ООО "МФК Биоритм", заявитель): Малыхина Т.В. (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - аукционная комиссия, Госкомзакупок, уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее - Минздрав, заказчик): Бубякина И.И., Александрова М.В. (представители по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "МФК Биоритм" на действия заказчика Министерства здравоохранения РС (Я), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку вакцин, анатоксинов применяемых в медицине (извещение N 0116200007915004361), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
16 июня 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "МФК Биоритм" на действия заказчика Министерства здравоохранения РС (Я), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку вакцин, анатоксинов применяемых в медицине (извещение N 0116200007915004361).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 23 июня 2015 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "МФК Биоритм" пояснила следующее.
Заявитель обжалует установление в аукционной документации требований, не соответствующих Закону о контрактной системе и влекущих ограничение количества участников закупки, а именно установление в техническом задании закупки характеристики товара (форма выпуска вакцины, его комплектность), соответствующих только одному препарату с торговым наименованием ХавриксR "ГлаксоСмитКляйн Байолоджикалз С.А." (Бельгия).
Данное требование, указывающее, что форма выпуска вакцины должна быть только "1 шприц по 1 дозе (0,5мл) в комплекте с инъекционной стерильной иглой" нарушает требование ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий для участия в торгах, поскольку указанная заказчиком форма выпуска соответствует только одному из зарегистрированных вакцин.
Также, по мнению заявителя, не дан объективный ответ на запрос о предоставлении разъяснений аукционной документации заказчиком.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание о внесении соответствующих изменений в аукционную документацию.
Представитель аукционной комиссии пояснил по доводам жалобы ООО "МФК Биоритм" следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 2 "Описание объекта закупки" и аукционной документации к поставке требуется лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) вакцина для профилактики вирусного гепатита А, суспензия для внутримышечного введения 1доза/0,5 мл, 1 шприц по 1 дозе (0,5 мл) в комплекте с инъекционной стерильной иглой.
Заказчик в своем ответе на запрос от 01 июня 2015 года указывает, что вакцина, помещенная в первичную упаковку - шприц, необходима государственному заказчику в связи со спецификой выполняемых задач, в том числе вакцинации детей всей возрастной когорты во всех улусах РС(Я), данный вид упаковки является наиболее оптимальным, т.к. не требует приобретения дополнительных расходных материалов (шприц) и дополнительных манипуляций по соблюдению правил асептики и антисептики при вскрытии упаковки, также иглы, идущие в составе вакцины имеют оптимальный размер для вакцинации, в том числе для детского возраста.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные заказчиком в документации об электронном аукционе характеристики поставляемого товара ограничивают количество участников закупки. Более того, допущенным к электронному аукциону участником закупки с N4 предлагается к поставке две различные вакцины, удовлетворяющие потребностям заказчика, - Хаврикс (ООО "СмитКляйн Бичем-Биомед", Россия) и Аваксим 80 (Санофи Пастер С.А., Франция), что подтверждает отсутствие в требованиях заказчика ограничения конкуренции и количества участников закупки.
Просит признать жалобу ООО "МФК Биоритм" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Из пояснений заказчика следует, что предусмотренные ч. 2. "Описание объекта закупки" аукционной документации препараты находятся в свободном обороте на территории Российской Федерации и любое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность в сфере оборота лекарственных препаратов, может их закупить для последующей поставки.
Заявитель прилагает к жалобе регистрационные документы на ряд препаратов и предполагает, что эти регистрационные документы подкрепляют доводы жалобы, однако именно из этих регистрационных документов следует, что такие вакцины, как Аваксим, Хаврикс и Вакта имеют одинаковые МНН и формы выпуска в виде шприцев, как и указано в ч. 2. "Описание объекта закупки" аукционной документации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" на официальном сайте Государственного реестра лекарственных средств www.grls.rosminzdrav.ru опубликован реестр лекарственных средств, по данным которого зарегистрировано и, соответственно, имеет право на поставку, продажу, перепродажу и использование на территории РФ до окончания срока регистрации, три вакцины для профилактики вирусного гепатита А из 4, зарегистрированных в России, имеющие идентичные технические характеристики и МНН.
Заявитель в запросах и жалобе настоятельно рекомендует под разными предлогами (МНН, форма выпуска и импортозамещение) вакцину, которая не подходит заказчику по показаниям (применение с 3-х летнего возраста), не смотря на то, что заказчик неоднократно в каждом разъяснении ссылается на Постановление Правительства РС (Я) N575 от 24.11.11 года "Об утверждении регионального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям РС(Я)", в котором прописан регламент вакцинации детского населения РС(Я) против ВГА, определен возраст начала вакцинации - 20 месяцев. В то время, как все остальные вакцины, зарегистрированные на территории России могут применяться с 12 месяцев и могут быть допущены к участию в электронном аукционе.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
29 мая 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ОАО "ЕЭТП" размещены извещение N 0116200007915004361 о проведении электронного аукциона на поставку вакцин, анатоксинов применяемых в медицине поставку сывороток и вакцин иммунных, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 14 754 902, 50 руб.
18 июня 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915004361-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили 4 (четыре) заявки от участников закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3, 4. Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников с порядковыми номерами заявок 3, 4, отказать в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "МФК Биоритм" признала необоснованной на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства (пункт 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки <_>.
Предметом электронного аукциона (извещение N 0116200007915004361) является поставка вакцин, анатоксинов применяемых в медицине.
В п. 1 ч. 2 "Описание объекта закупки" и аукционной документации, установлено следующее требование, а именно: "вакцина для профилактики вирусного гепатита А, суспензия для внутримышечного введения 1доза/0,5 мл, 1 шприц по 1 дозе (0,5 мл) в комплекте с инъекционной стерильной иглой".
По мнению заявителя, под данное описание объекта закупки и его техническим характеристикам подпадает только один препарат, зарегистрированный в государственном реестре лекарственных средств с торговым наименованием ХавриксR производства ГлаксоСмитКляйнБайолоджикалз С.А., Бельгия.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Биоритм" представила скриншот с сайта ГРЛС лекарственного средства с торговым наименованием ХавриксR производства ГлаксоСмитКляйнБайолоджикалз, в котором указано что данное средство выпускается в форме шприца + 1 игла в блистере, с закрытой пленкой, а также скриншот с сайта ГРЛС лекарственного средства с торговым наименованием Аваксим 80 (рег. N ЛСР-009611/09 от 02.09.2014 года) в комплекте которого, по мнению заявителя, отсутствует наличие стерильной иглы.
В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган и заказчик указывали на наличие трех лекарственных средств в государственном реестре лекарственных средств на сайте http://www.grls.rosminzdrav.ru/ (далее-ГРЛС), соответствующих описанию объекта закупки аукционной документации: ХавриксR производства "ГлаксоСмитКляйн Трейдинг" , ВактаR производства "Мерк Шарп и Доум Б.В." и Аваксим 80 производства "Санофи Пастер С.А.".
Также в ходе рассмотрения дела представителем заказчика были представлены регистрационные удостоверения лекарственных препаратов ХавриксR (рег. N ПN013236/01 от 31.08.2010 года), ВактаR (рег. N ПN012585/01 от 08.02.2013 года), Аваксим 80 (рег. N ЛСР-009611/09 от 02.09.2014 года).
При изучении выше указанных регистрационных удостоверений лекарственных средств, установлено, что в комплекте лекарственного препарата с торговым наименованием Аваксим 80 имеется одноразовый шприц со стерильной иглой (рег. N ЛСР-009611/09 от 02.09.2014 года).
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что описанию объекта закупки аукционной документации соответствуют два лекарственных препарата с торговыми наименованиями Аваксим 80 и ХавриксR в первичной упаковке формы выпуска вакцин, в комплекте которых имеются одноразовые шприцы (0.5 мл/доза) со стерильной иглой.
Ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Частным случаем общего запрета на ограничение конкуренции при проведении закупок является положение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, запрещающее установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из диспозиции указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (требования к товару, поставке) ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки.
Из материалов дела установлено, что из четырех участников, подавших заявки на участие в электронном аукционе, аукционной комиссией допущены двое участников закупки, удовлетворяющих потребностям заказчика. При этом, участник с порядковым номером заявки 4 предложил к поставке две различные вакцины ХавриксR (ООО "СмитКляйн Бичем-Биомед", Россия) и Аваксим 80 (Санофи Пастер С.А., Франция), что подтверждает отсутствие в требованиях заказчика ограничения количества участников.
Таким образом, включение заказчиком/уполномоченным органом в аукционной документации параметров поставляемого товара, в данном случае, указание на технические характеристики вакцин, анатоксинов применяемых в медицине не влечет ограничения количества участников закупки и соответствует природе аукциона и принципам контрактной системы в сфере закупок (ст. 8 Закона N 44-ФЗ).
Довод заявителя, о даче необъективного ответа на запрос о предоставлении разъяснений аукционной документации заказчиком признан необоснованным на основании следующего.
Согласно чч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, опубликованного на официальном сайте zakupki.gov.ru, срок и время окончания подачи заявок на участие в аукционе - 16.06.2015 года в 09:00 (по местному времени).
Также согласно п. 29 ч. 1 Информационной карты документации об электронном аукционе, датой начала и окончанием предоставления разъяснений положений аукционной документации установлено с 29.05.2015 по 12.06.2015 года.
01 июня и 10 июня 2015 года ООО МФК "Биоритм" направил запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Из материалов дела установлено, что на официальном сайте zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещены разъяснения от 06 июня 2015 года, а также от 11.06.2015 года о разъяснении положений документации об электронном аукционе по запросу заявителя, в полном объеме, раскрывающие суть запроса.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заказчик, уполномоченный орган в установленный законом срок разместили ответ на разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью МФК "Биоритм" на действия заказчика Министерства здравоохранения РС (Я), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку вакцин, анатоксинов применяемых в медицине (извещение N 0116200007915004361) необоснованной.
2. Поскольку ОООО "Ветта-М" в своей жалобе указывает на ограничение конкуренции, которое регулируется Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрение жалобы на предмет соблюдения указанного Закона не входит в полномочия отдела контроля закупок, данное обращение подлежит передаче на рассмотрение в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии А.А. Игнатьева
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 июня 2015 г. N 06-447/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2015