Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 августа 2015 г. N 06-607/15т
изготовлено в полном объеме 27 августа 2015года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок(далее также - Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д.-врионачальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СаТиКом" (далее - ООО "СаТиКом", заявитель, Общество): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от государственного заказчика ГБУ РС (Я) "Медицинский центр города Якутска" (далее - заказчик, ГБУ РС (Я) "Медцентр г. Якутска"): Николаева Е.Н. (представитель по доверенности),
от аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобуООО "СаТиКом"на действия уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я)/заказчика ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0116200007915006964),проведя в соответствии с пунктом 1 части15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
17 августа2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалоба ООО "СаТиКом"на действия уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я)/заказчика ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0116200007915006964).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 24 августа 2015 года в 10 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалобаООО "СаТиКом"оглашена в полном объеме из содержания, которой следует, чтозаявитель обжалует положение аукционной документации.
В аукционной документации заказчиком установлено требование к поставляемому товару (лекарственный препарат с МНН "Йопромид") ограничивающее количество участников закупки, а именно "Особые условия: возможность хранения при температуре до 30С".
Указывает, что под данное требование соответствует только одно лекарственное средство с торговым наименованием "Ультравист".
Ссылается на письмо ФАС России от 09.06.2015 г. N АК/28644/15, где указано наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе предъявление требований к температурному режиму хранения препаратов.
Считает, что заказчик (организация, осуществляющая закупку), установив такие требования к характеристикам товара, которым мог соответствовать товар только одного производителя, фактически установил требования и к производителю товара, чем нарушил требования закона.
Кроме того, ограничение числа производителей также ведет к ограничению числа участников размещения заказа, поскольку исключает из числа последних как производителей конкурирующих товаров, так и их дистрибьюторов (поставщиков).
Просит выдать соответствующее предписание.
Представитель уполномоченного органа, аукционной комиссии пояснил следующее по жалобе ООО "СаТиКом".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Из положений данной статьи следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также отсутствуют требования к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
В соответствии с указанной нормой заказчиком в документации об электронном аукционе приведено описание объекта закупки и утверждено.
Согласно пп. 2 п. 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года N 2425 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия)" заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке.
В соответствии с п. 3 Правил хранения лекарственных средств (далее - Правила), утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N706н, в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Согласно п. 4 Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
Таким образом, в целях недопущения нарушения заказчиком вышеуказанных Правил при хранении лекарственных средств в теплое время года, могут применяться следующие варианты разрешения проблемы:
- оборудование помещений кондиционерами, что повлечет увеличение расходов заказчика, связанных как с их закупкой, так и с затратами на электроэнергию и обслуживание;
- закупка лекарственных средств с повышенной термоустойчивостью.
Заказчиком, исходя из его объективных потребностей, установлено требование к возможности хранения закупаемого лекарственного средства при температуре до 30С.
Тот факт, что в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано только два лекарственных средства с МНН Йопромид - "Ультравист" производства "Байер ФармаАГ"/Германия и "Йопромид" производства "НовалекФармасьютикалсПвт.Лтд"/Индия, и тот факт, что только "Ультравист" обладает необходимым заказчику температурным уровнем хранения, не может являться ограничением конкуренции.
Согласно положениям ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со ст. 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, исходя из положения ст. 8, 10 Закона о контрактной системе закупка товара с лучшими качествами наоборот ведет к развитию конкуренции между производителями, стимулирует в конкурентной борьбе развивать свою продукцию, а не ведет к ограничению конкуренции.
Также следует учесть, что возможно понять обоснованность претензий к установленным заказчиком требованиям производителя лекарственного средства "Йопромид" - "НовалекФармасьютикалсПвт.Лтд", но, в отношении поставщиков, которым является заявитель, препятствий произвести поставку лекарственного средства "Ультравист" не имеется, в связи с чем отсутствуют требования, которые ведут к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель государственного заказчика по жалобе заявителя пояснила, что при установлении данного требования,а именно в условиям хранения лекарственного препарата (при температуре до 30С) заказчик руководствовался Приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 года N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств", где в п. 32 данного Приказа указано, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Поясняет, что все рентгеноконтрастные препараты должны храниться в защищенном от света и рентгеновских лучей месте при температуре не выше 30 С.
Указывает, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),заслушав лиц, участвующих в деле,изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
07 августа 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ruи на сайте электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП"размещены извещение N0116200007915006964 о проведенииэлектронного аукционана поставку лекарственных препаратов, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 965 010,74руб.
18 августа 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007915006964-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили двезаявки с порядковыми номерами 2 и 3.
Аукционная комиссия приняла решениедопустить к участию в электронном аукционе участника закупки N 2, отказать в допуске участнику закупки N 3.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
20 августа 2015 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки участника закупки, о чем составлен протокол N 0116200007915006964-2.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия признала единственную вторуючасть заявки участника закупки N 3 соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы, по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "СаТиКом" признала необоснованной на основании следующего.
Заявитель обжалует положение аукционной документации, в части установления требования к поставляемому товару (к лекарственному препарату с МНН "Йопромид") ограничивающее количество участников закупки, а именно "Особые условия: возможность хранения при температуре до 30С".
Указывает, что под данное требование соответствует только одно лекарственное средство с торговым наименованием "Ультравист".
Согласно извещению N 0116200007915006964 о проведении электронного аукциона предметом данной закупки является поставка лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием (далее - МНН)"Йопромид".
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации содержит МНН лекарственного препарата, а также определены характеристики препарата:
N |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, дозировка |
Упаковка, количество в потребительской упаковке, комплектность |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Йопромид (ультравист) |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл, |
50 мл - флаконы (10) - пачки картонные. В 1 мл содержание йопромида не менее 769 мг. По инструкции - Особые указания: Новорожденные (<1 мес) и маленькие дети (1 мес - 2 г). Особые условия: возможность хранения при температуре до 30 |
уп |
30 |
2. |
Йопромид (ультравист) |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл, |
100 мл - флаконы (10) - пачки картонные. В 1 мл содержание йопромида не менее 769 мг. По инструкции - Особые указания: Новорожденные (<1 мес) и маленькие дети (1 мес - 2 г). Особые условия: возможность хранения при температуре до 30 |
уп |
17 |
Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относятся, в том числе государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru) (далее - ГРЛС) по МНН "Йопромид" зарегистрированы три лекарственныхсредства с торговыми наименованиями:
- "УльтравистR", регистрационное удостоверение N 002600 от 09.07.2010 г., производства Германия;
- "Йопромид",регистрационное удостоверение N 002892 от 03.03.2015 г., производства Россия;
- "Йопромид ТР", регистрационное удостоверение N 003110 от 21.07.2015 г., производства Россия.
При этом, согласно инструкции по применениюлекарственного препарата "Йопромид ТР", регистрационное удостоверение N 003110 от 21.07.2015 г., производства Россия, раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, флакон 50 и 100 мл, в условиях хранения установлено следующее: "В защищенном от света и вторичных рентгеновских лучей при температуре до 30С".
Следовательно, требованию, установленному в аукционной документации "Особые условия: возможность хранения при температуре до 30С", согласно ГРЛС, соответствует два лекарственных средства с торговыми наименованиями "УльтравистR", регистрационное удостоверение N 002600 от 09.07.2010 г., производства Германия и"Йопромид ТР", регистрационное удостоверение N 003110 от 21.07.2015 г., производства Россия.
Таким образом, факт ограничения количества участников закупки вышеустановленным требованием в аукционной документации не подтвержден и не установлен обстоятельствами, а также материалами дела.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.
На это, в частности указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Как установлено, в качестве приложений к жалобе заявителем представлены инструкции лекарственных средств, как "УльтравистR", а также "Йопромид", при этом, как установлено в ходе рассмотрения дела, что 21 июля 2015 года в ГРЛС зарегистрировано еще одно лекарственное средство"Йопромид ТР", соответствующее требованиям аукционной документации.
Таким образом, жалоба не содержит доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки вышеуказанными положениями аукционной документации, а именно заявителем представлены в обоснование своей позиции в качестве доказательств неактуальные сведения ГРЛС.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО "СаТиКом".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "СаТиКом"на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Медцентр г. Якутска"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0116200007915006964) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 августа 2015 г. N 06-607/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2015