Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 июля 2015 г. N 06-531/15т
изготовлено в полном объеме 30 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Некоммерческого партнерства "Байкал-Тендер" (далее - НП "Байкал-Тендер", заявитель): поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя НП "Байкал-Тендер";
от единой комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А., представитель по доверенности,
рассмотрев жалобу НП "Байкал-Тендер" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг в области дополнительного образования по повышению квалификации должностных лиц (сотрудников) Заказчика (извещение N 0116200007915005038), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20 июля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба НП "Байкал-Тендер" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг в области дополнительного образования по повышению квалификации должностных лиц (сотрудников) Заказчика.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 27 июля 2015 года в 11 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованного лица поступил отзыв на жалобу.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы НП "Байкал-Тендер" оглашены в полном объеме. Заявитель считает неправомерным решение аукционной комиссии по итогам подведения итогов аукциона о признании заявки не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации, поскольку лицензия и приложение к ней являются действительными.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее. Участником закупки НП "Байкал-Тендер" представлена копия титульного листа лицензии серии А N 342627 от 25 февраля 2010 года, в соответствии с которой учебно-методический центр НП "Байкал-Тендер" имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Также указано, что лицензия без приложения недействительна. При этом участником закупки не представлено приложение к указанной лицензии установленного образца.
Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 12 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 27.12.2009) в лицензии, выдаваемой образовательному учреждению или научной организации, указываются:
1) наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;
2) наименование и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;
3) контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для образовательного учреждения или научной организации и каждого филиала, срок действия лицензии.
Согласно п. 27 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 27.12.2009) порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277, федеральный лицензирующий орган утверждает формы бланка лицензии и приложений к ней. Бланк лицензии является защищенной полиграфической продукцией, имеющей степень защиты уровня "А", подлежит хранению и учету как документ строгой отчетности.
Согласно п. 27 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензия имеет приложения, в которых указываются:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования лицензиата, место его нахождения, перечень образовательных программ, направлений подготовки (специальностей), по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности лицензиату, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
б) наименование и место нахождения филиалов лицензиата, перечень образовательных программ, направлений подготовки (специальностей), по которым таким филиалам предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
в) профессия, квалификация (степень, разряд), которая будет присваиваться лицам, успешно завершившим освоение профессиональных образовательных программ;
г) контрольные нормативы, предельная численность обучающихся и воспитанников, рассчитанная применительно к очной форме обучения, для лицензиата и каждого его филиала.
Согласно п. 28 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью этого органа. Приложения к лицензии заверяются печатью лицензирующего органа, а при наличии нескольких листов - сшиваются. Лицензия без приложений недействительна.
Таким образом, законодательством, действовавшим на дату выдачи лицензии НП "Байкал-Тендер" предусмотрено, что лицензия должна быть с приложением, являющимся его неотъемлемой частью, без которого лицензия недействительна. Приложение изготавливается в установленной государственным органом форме и заверяется печатью лицензирующего органа, а не самим лицензиатом. Также в приложение вносится необходимая для целей применения лицензии информация.
По мнению представителя, аукционная комиссия уполномоченного органа обоснованно отклонила заявку НП "Байкал-Тендер" на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением приложения к лицензии, предусмотренной п. 20 раздела 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе.
Просит признать жалобу НП "Байкал-Тендер" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
18 июня 2015 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" уполномоченным органом размещено извещение N 0116200007915005038 о проведении электронного аукциона на оказание услуг в области дополнительного образования по повышению квалификации должностных лиц (сотрудников) Заказчика, а также документация электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 68 000 рублей 00 копеек.
01 июля 2015 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол рассмотрения первых частей заявок N 0116200007915005038-1. Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок поступило 2 (две) заявки от участников закупки с порядковыми номерами 1, 2. Решением аукционной комиссии все участники закупки допущены к участию в аукционе в электронной форме.
06 июля 2015 года был проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116200007915005038-2.
Поступившие от участников электронного аукциона предложения о цене контракта выглядят следующим образом.
- 65 280,00 руб. - участник закупки с порядковым номером 1;
- 65 620,00 руб. - участник закупки с порядковым номером 2.
08 июля 2015 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007915005038-3.
Согласно данному протоколу аукционная комиссия приняла решение признать заявку участника закупки с порядковым номером 2 соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, заявку участника закупки с порядковым номером 1 несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу НП "Байкал-Тендер" необоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что аукционной комиссией уполномоченного органа заявка участника закупки НП "Байкал-Тендер" по итогам рассмотрения вторых частей заявок неправомерно признана несоответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона N 0116200007915005038-3 от 08.07.2015г. решением аукционной комиссии вторая часть заявки участника закупки с порядковым номером 1 признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе на основании: "участником не представлены документы, предусмотренные п. 20 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (Отсутствует приложение к лицензии на право образовательной деятельности (на право предоставления дополнительного профессионального образования повышение квалификации)".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закон
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ к числу таких документов относится лицензия, если вид деятельности, который является объектом закупки, подлежит лицензированию.
Осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования (ч. 1 ст. 91 Закона об образовании).
Образование подразделяется на виды (ч. 2 ст. 10 Закона об образовании), в том числе на дополнительное образование, которое включает в себя следующие подвиды:
- дополнительное образование детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование.
Согласно пункту 18 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ, в том числе реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Материалами дела установлено, предметом закупки является оказание услуг в области дополнительного образования по повышению квалификации.
Таким образом, установленное требование о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 20 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе, а именно: копии собственной лицензии на право образовательной деятельности (на право предоставления дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), является правомерным.
При этом, в составе второй части заявки участник закупки под порядковым номером 1 НП "Байкал-Тендер" представил копию титульного листа лицензии серии А N 342627 от 25 февраля 2010 года, в соответствии с которой учебно-методический центр НП "Байкал-Тендер" имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. В данном документе указано, что лицензия без приложения недействительна. При этом участником закупки в качестве приложения к указанной лицензии представлен документ от 13 марта 2015г., именуемый "Приложение лицензии Министерства образования и науки Республики Бурятия на право осуществления образовательной деятельности, регистрационный номер N 12, серия А, N 342627 от 25 февраля 2010 года", выданный Некоммерческим партнерством "Байкал-Тендер", заверенный печатью НП "Байкал-Тендер" и подписью исполнительного директора Ч.Б. Дабаина. В данном документе изложена образовательная программа в сфере дополнительного образования (повышения квалификации) "Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Контрактной системы, 108 часов".
Организации вправе продолжать осуществлять образовательную деятельность на основании соответствующих лицензий, выданных им до 1 сентября 2013г. (ч. 7 ст. 108 Закона об образовании). В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Законом об образовании ранее выданные лицензии должны быть переоформлены до 1 января 2017 г. (ч. 9 ст. 108 Закона об образовании).
При этом, необходимость переоформления лицензии возникает в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности переоформляется также в случае (ч. 5 ст. 91 Закона об образовании):
- реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;
- реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.
Кроме того, лицензия должна быть переоформлена в следующих случаях:
- лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии (п. 16 Положения);
- изменены наименования образовательных программ, указанных в приложении к лицензии, в целях их приведения в соответствие с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки, предусмотренными ч. 8 ст. 11 Закона об образовании (п. 19 Положения)
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что при изменении наименования образовательных программ/введении новых образовательных программ лицензия должна быть переоформлена в установленном порядке.
В документе, приложенном в составе второй части заявки НП "Байкал-Тендер" изложена образовательная программа в сфере дополнительного образования (повышения квалификации) "Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Контрактной системы, 108 часов". Учитывая, что Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 года вступил в силу с 01 января 2014 года, представляется, что возможность ведения образовательной программы в сфере контрактной системы в период получения учебно-методическим центром НП "Байкал-Тендер" - 25 февраля 2010 года у заявителя не имелась.
Решение о предоставлении лицензии оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа одновременно с оформлением самой лицензии (ч. 2 и 3 ст. 14 Закона о лицензировании). Приказ (распоряжение) и лицензия подписываются руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа (абз. 2 п. 50 Регламента Рособрнадзора) и регистрируются в соответствующем реестре (ч. 4 ст. 14 Закона о лицензировании).
Требования к содержанию лицензии перечислены в ч. 1 ст. 15 Закона о лицензировании. Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. Законом установлены сведения, которые должны содержаться в приложении к лицензии. По каждому филиалу организации оформляется отдельное приложение с указанием наименования и места нахождения филиала (ч. 4 ст. 91 Закона об образовании).
Формы лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложения к ней утверждены Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1320.
Антимонопольный орган отмечает, что приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности, выдаваемое лицензирующим органом, должно соответствовать форме, установленной в приложении N 2 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1320.
Вместе с тем, документ от 13 марта 2015г., именуемый "Приложение лицензии Министерства образования и науки Республики Бурятия на право осуществления образовательной деятельности, регистрационный номер N 12, серия А, N 342627 от 25 февраля 2010 года", приложенный в составе второй части аукционной заявки, не соответствует установленной форме приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Следовательно, аукционная комиссия при процедуре рассмотрения второй части заявки участника закупки под порядковым номером 1 НП "Байкал-Тендер" правомерно признала данную заявку не соответствующей требованиям, установленным аукционной документации на основании не предоставления информации, предусмотренной п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу НП "Байкал-Тендер" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг в области дополнительного образования по повышению квалификации должностных лиц (сотрудников) Заказчика (извещение N 0116200007915005038) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председатель комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Я.Д. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 июля 2015 г. N 06-531/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2015