Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 августа 2015 г. N 06-627/15т
изготовлено в полном объеме 03 сентября2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -вр.и.о. начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.-главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяАкционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)"(далее также -АО "СОГАЗ", заявитель):Роговская Е.А. (представитель по доверенности);
от заказчика ГБУ РС (Я) "Республиканская больница N 3"(далее также - ГБУР РС (Я) "РБ N 3",заказчик):Суздалов П.П. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности);
рассмотревжалобуАкционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "РБ N 3"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве работников (извещение N 0116200007915006732),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
24августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаАО "СОГАЗ" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "РБ N 3"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве работников(извещение N 0116200007915006732).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 31 августа 2015 года в 11 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения делапредставитель заявителя поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Заказчиком в конкурсной документации для критерия "Квалификация участников закупки" были установлены показатели "Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия)" и "Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия)".
Заявитель считает, что заказчиком установлены показатель оценки опыта работ, не связанного с предметом контракта, поскольку данные показатели оценивают опыт работ участников закупки только на территории Республики Саха (Якутия), что предоставляет необоснованные преимущества определенным участникам. Квалификация участника не может быть ограничена определенной территорией субъекта России, а оценка опыта работы, связанного с предметом контракта не должна производиться по опыту оказания услуг организациями, находящимся на территории определенного субъекта.
Заявитель оказывает услуги страхования на всей территории России.
По мнению заявителя, установление подобных показателей ограничивает круг предполагаемых участников конкурса и исключает конкуренцию между хозяйствующими субъектами, оказывающими необходимые услуги по государственным контрактам, и компаниями, имеющими опыт по оказанию подобных услуг, тем самым нарушает требования антимонопольного законодательства.
Также отмечает, что лицензии на осуществлениепо обязательному страхованию действует на все территории РФ.
Установление данных показателей противоречит требованиям статьи 32 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органас жалобой не согласилсяи пояснил следующее.
В соответствии с подп. 12 п. 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года N 2425 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия)" заказчик определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе критерии оценки и величины их значимости в целях применения для оценки заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с этим в конкурсной документации установлены два критерия оценки:
- "Цена контракта" (значимость 60%);
- "Квалификация участников закупки" (значимость 40%), где оцениваются следующие показатели "опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия)" (значимость 0,4), "опыт урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) (значимость 0,3), "филиалы на территории нахождения объектов страхования" (значимость 0,3).
Данные критерии и показатели согласуются с положением ст. 32 ФЗ-44.
Установленные показатели по критерию оценки "Квалификация участников закупки" не ограничивает количество участников закупки, поскольку препятствий в подаче заявки и участию в конкурсе не имеется.
Заявитель АО "СОГАЗ" подал заявку на участие в конкурсе, то есть фактически согласился с условиями документации. Кроме того, по данному показателю заявитель получил бы 100 баллов против 45,131 балла второго участника ООО "Росгосстрах", что подтверждается представленной таблицей и заявками участников закупки.
Таким образом, нарушений прав и законных интересов участника закупки АО "СОГАЗ" установленным критерием оценки не имеется.
В ходе рассмотрениядела представитель заказчика с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Отмечает, что непредоставление в составе конкурсной заявки документов, подтверждающих соответствие участникам закупки критерию "Квалификация участника закупки" не является основанием признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Между тем, установление требования"Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия)" и "Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия)" заказчиком обусловлено тем, что период страхования от несчастных случаев на производстве работников - при исполнении служебных и трудовых обязанностей, а не за пределами территории Республики Саха (Якутия).
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
30июля2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ruопубликовано извещение N 0116200007915006732на оказание услуг по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве работников, а такжеконкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила90 968,95 руб.
05 августа 2015 года внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса.
27 августа 2015 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол NПВК1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано 2 (две) заявкис номерами01-20/5226(ООО "Росгосстрах"), 01-20/5267 (Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности").
На момент рассмотрения дела по существу срок проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу АО "СОГАЗ"необоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует положения конкурсной документации, в части установления уполномоченным органом/заказчикомв конкурсной документации таких показателей критерия оценки заявки "Квалификация участника закупки", как "Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия)" и "Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела установлено, что в части 4 "Критерии оценки заявок"конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, порядок оценки и сопоставление заявок, в том числе, следующий критерий: "2. Квалификация участников закупки, оценивается исходя из следующих показателей: 2.1 "Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия)" и 2.2 "Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия)".
Пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупкеустанавливает критерии, в том числе к квалификации участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок оценки заявок установлен Правилами утвержденными, постановлением Правительства РФ от 28.13.2013 года N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что законодательство о контрактной системе не содержит запрета на установление показателей по квалификации, более того, у заказчика право устанавливать показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пункт 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе устанавливает, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения дела представителемзаказчика пояснено, что отсутствие показателей по данному критериюв составе конкурсных заявок у участников закупки не являлось основанием для отклонения заявок от участия в открытом конкурсе.
Также Комиссия антимонопольного органапри принятии решения исходила из того, что заявителем ОА "СОГАЗ" на участие в данном открытом конкурсе была подана заявка.
Ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалобы на действия/бездействие может быть подана только при наличии нарушенных прав и законных интересов участника закупки.
Между тем, участнику подавая заявку на участие в закупке, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об открытом конкурсе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия открытого конкурса, в том числе, установление критериев оценки заявок участников закупки, для него понятны и приемлемы.
Более того, как следует из пояснений представителя уполномоченного органа, по критерию оценки "Квалификация участника закупки" заявителю присвоено 100 баллов, а участнику закупки ООО "Росгосстрах" 45,131 балла.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что на момент рассмотрения жалобы по существу у подателя жалобы отсутствовали нарушенные права и законные интересы, как участника данной закупки.
Жалоба АО "СОГАЗ"подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобуАкционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" на действия заказчика заказчика ГБУ РС (Я) "РБ N 3"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве работников (извещение N 0116200007915006732)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссииТ.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 августа 2015 г. N 06-627/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2015