Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 августа 2015 г. N 06-562/15т
изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Кириллина Егора Егоровича (далее - ИП Кириллин, заявитель): Кириллин Е.Е.;
от государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, Управтодор РС (Я)): Кузьмин А.А., Сидорова Д.В. (представители по доверенности);
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган, аукционная комиссия, Госкомзакупок РС (Я)): Попов С.А. (представитель по доверенности);
слушателя Готовцевой А.И.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кириллина Егора Егоровича на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу железобетонных барьерных ограждений и устройству металлических ограждений на участке км 38+188 - км 41+275 автомобильной дороги "Умнас" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915006286), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
27 июля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Кириллина Егора Егоровича на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу железобетонных барьерных ограждений и устройству металлических ограждений на участке км 38+188 - км 41+275 автомобильной дороги "Умнас" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915006286).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 04 августа 2015 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Кириллин жалобу поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
В пункте 3.1.1 проекта контракта на выполнение работ по демонтажу железобетонных барьерных ограждений и устройству металлических ограждений на участке км 38+188 - км 41+275 автомобильной дороги "Умнас" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915006286) с выделением суммы налога на добавленную стоимость (НДС) цены контракта. По мнению заявителя, данный пункт ущемляет права участников аукциона, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН).
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику соответствующее предписание.
Представитель уполномоченного органа с жалобой заявителя не согласился, пояснил следующее. Условие п. 3.2 проекта контракта о неизменности цены относится к цене подписанного контракта, указанного в п. 3.1, то есть после подписания цена не может произвольно изменяться. При этом цена контракта, указываемая в п. 3.1 определяется с учетом требования п. 3.1.1 по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п.п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п.п. 1-3 ст. 161 НК РФ, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ, при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ, при передаче имущественных прав в соответствии с п. 2-4 ст. 155 НК РФ, а также в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Пленум ВАС РФ в п. 17 постановления от 30.05.2014 N33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" указывает, что по смыслу положений п.п. 1 и 4 ст. 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Исходя из вышеизложенного следует, что если продавец не освобожден от уплаты НДС, то он обязан добавить к цене товара (работы, услуги) размер НДС 18%, то есть фактически налоговое бремя ложиться на покупателя (в данном случае на заказчика). В соответствии с этим заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, определив стоимость выполняемых работ, добавил к этой стоимости размер НДС 18%. В случае, если бы заказчик этого не сделал, то после заключения контракта добавление 18% к цене контракта было бы невозможным, а победитель аукциона, не применяющий УСН, был бы обязан вычесть размер НДС из цены контракта. Данные действия повлекут за собой ущемление прав и законных интересов участников закупки, не применяющих УСН и, соответственно, ограничение участников закупки.
Вместе с тем, оговорка п. 3.1.1 проекта контракта позволяет исключить нарушение прав и законных интересов участников закупки, не применяющих УСН, не допустить неосновательного обогащения участников закупки, применяющих УСН, за счет бюджетных средств. Также данное условие никак не нарушает прав и законных интересов участников закупки, которые применяют УСН, поскольку они получат контракт по цене, которая соответствует их форме налогообложения, то есть без надбавки 18% НДС. В противном случае заказчику следует обосновать НМЦК без учета НДС.
Представители заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог в РС (Я)" выразили позицию уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
21 июля 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП" размещено извещение N 0116200007915006286 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу железобетонных барьерных ограждений и устройству металлических ограждений на участке км 38+188 - км 41+275 автомобильной дороги "Умнас" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 444 407,36 рублей. Срок окончания подачи заявок установлен до 07 августа 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ИП Кириллина признала необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения документации в части указания в пункте 3.1.1 проекта контракта на выполнение работ по демонтажу железобетонных барьерных ограждений и устройству металлических ограждений на участке км 38+188 - км 41+275 автомобильной дороги "Умнас" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915006286) цены контракта с выделением суммы налога на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением, если проект контракта не предусматривает случай, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Материалами дела установлено, что проект контракта на выполнение работ по демонтажу железобетонных барьерных ограждений и устройству металлических ограждений на участке км 38+188 - км 41+275 автомобильной дороги "Умнас" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) вышеуказанную оговорку содержит.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки в зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Жалоба ИП Кириллина подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кириллина Егора Егоровича на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу железобетонных барьерных ограждений и устройству металлических ограждений на участке км 38+188 - км 41+275 автомобильной дороги "Умнас" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915006286) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 августа 2015 г. N 06-562/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2015