Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 7 августа 2015 г. N 331/15
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов Комиссии:
Михайлова К.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО СК "Город": не явились уведомлены,
от Заказчика - управления Федерального казначейства по Алтайскому краю: Савельевой Инны Федоровны, Сулеймановой Алене Юрьевне;
рассмотрев жалобу ООО СК "Город" на действия Заказчика - управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, при проведении электронного аукциона N 0117100000315000222 на "Выполнение работ по текущему ремонту внутренней отделки помещений Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по адресу: г. Барнаул, пр-т Красноармейский, 9", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ООО СК "Город" на действия Заказчика - управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, при проведении электронного аукциона N 0117100000315000222 на "Выполнение работ по текущему ремонту внутренней отделки помещений Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по адресу: г. Барнаул, пр-т Красноармейский, 9".
В своей жалобе Заявитель указывает, что некоторые положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе:
1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено Заказчиком с нарушением установленных норм.
2. В Документации об аукционе в электронной форме ненадлежащим образом описан объект закупки по позициям 14, 15, 37, 40, 41, 42, 43 в которых Заказчик обязывает участника закупки согласовывать внешний вид конструкции с Заказчиком.
Кроме того, в документации не определено, какие из указанных величин параметров являются неизменными, а какие - максимальными и (или) минимальными. Что вводит в заблуждение участников
3. Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки, а именно ни в извещении, ни в документации не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
4. Заказчиком установлены неправомерные правила изменения контракта по соглашению сторон. Согласно п.10.2 Документации, допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. Указанные положения нарушают положения правила статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5. Заказчик установил в п.9.1. проекта контракта незаконный порядок использования контрактной документации и информации, а именно Подрядчик не должен без предварительного письменного согласия Заказчика раскрывать содержание настоящего Контракта, что противоречит статьи 7, части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе.
6. В нарушение требований части 4 части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в разъяснениях отсутствует указание предмета запроса. При этом Заказчик указывает на то, что "Заказчиком принято решение внести изменения в документацию и извещение о проведении аукциона в электронной форме, в части разъяснения требований к материалам, используемым для выполнения работ".
На основании изложенного ООО СК "Город" просит:
- приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
- признать жалобу обоснованной.
- выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представители Заказчика представили письменные пояснения, а также пояснили, что считают жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок в ходе проведения внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.
03.07.2015 года Заказчика - управления Федерального казначейства по Алтайскому краю было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0117100000315000222 на "Выполнение работ по текущему ремонту внутренней отделки помещений Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по адресу: г. Барнаул, пр-т Красноармейский, 9".
1. В соответствии с пунктом 3, 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта. Таким образом, в силу части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе рассмотрение доводов Заявителя о правомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
2. Приложением N1 Раздела II. Информационной карты аукциона в электронной форме Документации (с учетом изменений от 16.07.2015) установлен перечень и технические характеристики используемых при выполнении работ материалов, изделий и оборудования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Как пояснили представители Заказчика, требование, об обязанности поставщика согласовать с Заказчиком текстуру/дверной блок/цвет/внешний вид установлено Заказчиком в связи с потребностью Заказчика, поскольку предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту внутренней отделки помещений Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, Заказчику необходимы определенные цвета, текстура для гармоничного внешнего вида помещения.
Согласование использования материалов с заказчиком предусмотрено на этапе выполнения работ, то есть после заключения государственного контракта, как часть обязательства, установленного контрактом.
Следовательно, установленные в документации об аукционе и проекте контракта условия о согласовании исполнителем с заказчиком используемых отделочных материалов, не ущемляют прав и интересов участников осуществления закупки.
Доводы относительно того, что в документации не определено, какие из указанных величин параметров являются неизменным, а какие - максимальными и (или) минимальными также является необоснованным.
Изменением в извещение и документацию об электронном аукционе от 16.07.2015 в приложение N1 сделана сноска к техническим характеристикам товара, которой подробно расписаны действия участника как в отношении минимальных и максимальных показателей, так и в отношении тех показателей, которые должны остаться неизменными.
3. Пунктом 9 Извещения, пунктом 3.1. Раздела I. Инструкции участникам электронного аукциона и п. 8 Раздела II. Информационной карты аукциона в электронной форме Документации (с учетом изменений от 16.07.2015) установлены требования, предъявляемые к участникам настоящего аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
Так, данными пунктами установлено соответствие участников аукциона в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 (двадцати) процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99)".
Пунктом 5.3. Раздела I. Инструкции участникам аукциона в электронной форме (с учетом изменений от 16.07.2015) установлено содержание второй части заявки участника электронного аукциона в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 10.2 Раздела I. Инструкции участникам аукциона в электронной форме установлено, что допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
Данное положение соответствует части 1.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско- правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку исполнение контракта завершается в 2015 году, указанное требование Заказчика не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
5. Частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Вместе с тем, ограничения при обработке и распространении документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", в соответствии с которым служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).
Как пояснили представители Заказчика в состав служебной информации ограниченного распространения Управления могут входить сведения конфиденциального характера и персональные данные, которые регулируются приказом Управления от 28.11.2013 N бдсп "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю", приказом Управления от 10.11.2014 N 551 "Об утверждении документов по обработке и защите персональных данных в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю".
Таким образом, требование пункта 9.1. проекта контракта, согласно которому Подрядчик не должен без предварительного письменного согласия Заказчика раскрывать содержание настоящего Контракта, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно тексту жалобы ООО СК "Город" в разъяснениях от 10.07.2015 N 17-17-04/8127, от 16.07.2015 N 17-17-04/8371 отсутствует указание предмета запроса, а в разъяснениях от 17.07.2015 N 17-17-04/8392 предмет также не указан. При этом Заказчик указывает на то, что "Заказчиком принято решение внести изменения в документацию и извещение о проведении аукциона в электронной форме, в части разъяснения требований к материалам, используемым для выполнения работ".
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведениям, размещенным на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком были размещены предметы запроса, а также размещены разъяснения на запросы от 10.07.2015, а также от 16.07.2015 г.
Указанные выше разъяснения положений документации также размещены на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru.
Согласно разъяснению от 17.07.2015 Заказчиком принято решение внести изменения в документацию и извещение о проведении аукциона в электронной форме, что не противоречит требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Однако разъяснение от 17.07.2015, размещенное на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - http://www.sberbank-ast.ru, а также на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru предмета запроса не содержит, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, доказательств того, что данное разъяснение сделало невозможным участие ООО СК "Город" в аукционе, Заявителем представлено не было.
Кроме того, указанное нарушение на права и законные интересы подателя жалобы закупки, не повлияло. В связи с чем, Комиссия УФАС по Алтайскому краю считает, что необходимость выдачи предписания об устранении нарушений Заказчику, отсутствует, так как рассмотрение жалобы происходило после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу СК "Город" частично обоснованной;
2. Признать действия Заказчика - управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, выразившиеся в нарушении части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе неправомерными;
3. Предписание Заказчику - управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать;
4. Передать материалы дела в межрегиональное территориальное управление в Алтайском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на предмет проверки соблюдения Заказчиком - управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, требований Закона о контрактной системе относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
К.П. Михайлов |
|
_____________________________ |
Н.С. Пахомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 7 августа 2015 г. N 331/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2015