Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 августа 2015 г. N ЭА-661/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Выборновой Ю.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N23" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов" (извещение N 0318200014315000070) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
- необоснованно установлено требование к остаточному сроку годности (не менее 70% от общего срока);
- установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) или лицензии на производство лекарственных средств (в случае участия производителя). Требование о наличии у участника закупки одной из указанных лицензий ограничивает возможность участия в закупке лиц, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля);
- установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- в состав лота включено лекарственное средство с МНН, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства (п.23 технического задания).
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, считает, что документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. В государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы аналогичные препараты с МНН глициризированная кислота + фосфолипиды. Действующее законодательство не регламентирует указание требований к остаточному сроку годности лекарственных средств при их поставке. Требование о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) или лицензии на производство лекарственных средств (в случае участия производителя)установлено в строгом соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Требование, указанное в п.56 не подлежит обязательному декларированию.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N23" министерства здравоохранения Краснодарского края проводился электронный аукцион "Поставка лекарственных препаратов" (извещение N 0318200014315000070).
Начальная (максимальная) цена контракта - 457 974,10 руб.
П.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.6) ст. 53 Федерального закона от 12.04.2010г. N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: медицинским организациям, ветеринарным организациям.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997г. N18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя.
Ч.1 ст.55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Врачебные назначения в материалах дела отсутствуют. Таким образом, Заказчиком правомерно установлены требования к наличию у участников закупки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) или лицензии на производство лекарственных средств.
П. 56 Информационной карты аукционной документацией установлено требование, предусмотренное п.8) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Указанное требование, по своей природе, относится к закупкам, в результате которых заказчик приобретает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. В связи с тем, что приобретение результатов интеллектуальной собственности не является предметом контракта, данное требование не влияет на результаты аукциона.
В соответствии с требованиями п.6) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
П.2) постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013г. N929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств: лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
Требования к товарам, необходимым к поставке, установлены в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации. В указанной таблице, в том числе, содержатся следующие требования:
- по позиции 23 - глициризированная кислота + фосфолипиды - капсулы 65мг + 35мг N50. В рамках указанного МНН, с указанной формой выпуска и дозировкой, зарегистрировано 1 торговое наименование - ТН "Фосфоглив".
Таким образом, аукционная документация составлена с нарушением требований ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Документов, подтверждающих что установление требования к остаточному сроку годности "не менее 70% от общего срока годности" ограничивает количество участников закупки, Заявителем не представлено.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Выборновой Ю.В. обоснованной в части нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N23" министерства здравоохранения Краснодарского края нарушение п.6) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N23" министерства здравоохранения Краснодарского края выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 августа 2015 г. N ЭА-661/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2015