Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 августа 2015 г. N ЭА-630/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "НС" (далее - Заявитель) на действия МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N14" (далее - Заказчик), администрации МО Отрадненский район (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона "Строительство пристройки к существующему муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида N14 ст. Спокойной Отрадненского района" (извещение N 0318300026015000086) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе (по позициям 16, 17, 18, 25, 47, 48, 49 таблицы "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ" установлены излишние требования к товарам). Так же, аукционная документация содержит нарушения требований действующего законодательства при составлении пунктов 14.5, 18.6 проекта контракта. Кроме того, проект контракта не содержит требований, предусмотренных ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают, что документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N14" проводился электронный аукцион "Строительство пристройки к существующему муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида N14 ст. Спокойной Отрадненского района" (извещение N 0318300026015000086).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 592 976,00 руб.
В соответствии с требованиями п.1) ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с доводами жалобы, по позиции "Гвозди строительные" заказчиком установлено требование "покрытие: цинк/ без покрытия", что не соответствует требованиям ГОСТ 283-75, однако, аукционная документация не содержит вышеуказанного требования.
В таблице "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ" аукционной документации содержатся, в том числе, следующие требования к товарам (материалам), используемым в ходе выполнения работ:
- по позиции 18 "Гвозди строительные" установлено требование о соответствии ГОСТ, диаметр стержня требуется 1,8. Действующим ГОСТ 4028-63 предусмотрен максимальный диаметр стержня гвоздя с плоской головкой 1,6мм.
- по позиции 47 "Раствор готовый" установлены требования к портландцементу (массовая доля оксида магния, массовая доля ангидрида серной кислоты и другие требования), извести строительной (содержание активных CaO+MgO, содержание активной MgO и другие), требования к песку, входящему в состав раствора готового. Указанные требования не относятся к качественным и/или функциональным характеристикам товаров (материалов) используемых при выполнении работ, а являются требованиями к сырью, из которого должен производиться товар, применяемый при выполнении работ. Кроме того, в отношении марки по подвижности установлено, что требуется Пк1-Пк4. При этом в, отношении нормы подвижности по погружению конуса, установлено от 1 до 14. Согласно инструкции по подготовке заявки, использование слов "от" "до" означает невозможность участником предлагать в своей заявке крайние значения, что не соответствует требованиям ГОСТ 28013-98. Аналогичные нарушения допущены при описании товаров (материалов) по позициям 25, 48, 49.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Предметом закупки является строительство пристройки к существующему муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению. Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Таким образом, требование к указанию участником в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11.5 проекта контракта установлено, что в связи с тем, что средства, выделяемые из бюджета, являются незащищенной статьей бюджета, "Заказчик" освобождается от ответственности за несвоевременное финансирование выполненных "Подрядчиком" объемов.
В соответствии с ч.9 ст.34 Закона о контрактной системе, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Таким образом, Закон о контрактной системе не содержит указанных оснований для освобождения Заказчика от ответственности за просрочку исполнения обязательств по оплате выполненных объемов работ. Кроме того, ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика оплатить выполненные работы в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 Закона о контрактной системе.
Установление указанных требований содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Пунктом 18.6 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания гарантийного срока по Контракту. По мнению Заявителя, данная формулировка противоречит нормам статьи 190 ГК РФ, однако, указанная статья позволяет определять срок указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. По мнению Комиссии, окончание гарантийного срока по Контракту является событием, наступление которого неизбежно.
Пунктом 14.5 проекта контракта установлена пеня, в отношении Подрядчика, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, что не противоречит ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, отсутствие условия об уменьшении суммы, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта нарушает требования Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено ограничение, что участие в данном электронном аукционе могут принять только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. Кроме того, аукционной документацией установлено требование о наличии у участников электронного аукциона свидетельства СРО, которое, в соответствии с ч.6 ст.55.8 Градостроительного кодекса, может быть выдано только индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. Указанные субъекты не могут являться просто физическими лицами. Исходя из изложенного, Комиссия не усматривает нарушение требований ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НС" обоснованной. Доводы жалобы, в части нарушения требований ч.9 ст.34, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, обоснованы.
2. Признать в действиях МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N14" нарушение ч.9 ст.34, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N14", уполномоченному органу - администрации МО Отрадненский район (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 августа 2015 г. N ЭА-630/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2015