Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 июля 2015 г. N 836
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе: председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО УСК "Сибиряк" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа города Красноярска при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на строительство фундаментов под путепроводы по объекту "Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова" в г. Красноярске, извещение N 0119300019815001239, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО УСК "Сибиряк" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление капитального строительства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на строительство фундаментов под путепроводы по объекту "Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова" в г. Красноярске, извещение N 0119300019815001239 (далее - жалоба, конкурс).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Существо жалобы: конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В адреса подателя жалобы и заказчика были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседание комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представитель подателя жалобы по доверенности N 1/1 от 09.01.2014 Абрамидзе А.С.;
- представитель заказчика по доверенности N 08 от 12.01.2015 Косовичева Г.А.;
- представитель уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска по доверенности N 1 от 12.01.2015 Лузан Н.Ф.
Из содержания жалоб следует, что, во - первых, в нарушение части 2 статьи 27 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки отсутствует информация о причинах, обосновывающих решение Заказчика об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Во - вторых, конкурсная документация не содержит требуемые заказчику объемы для надлежащего и своевременного исполнения контракта, такие как необходимое оборудование, требования к недвижимому имуществу, к техническим средствам, что нарушает часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе и препятствует участнику закупки составить заявку в соответствии с потребностями заказчика. В - третьих, у заказчика отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 5 приложения 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 и статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так как объектом закупки не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.
Представитель подателя жалобы доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, пояснили, что конкурсная документация сформирована в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, выслушав пояснение лиц, присутствующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку определения поставщика, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее обстоятельства.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путём проведения конкурса с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Статья 56 Закона о контрактной системе предусматривает особенности проведения конкурса с ограниченным участием.
1. Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
2. Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
2.1. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
3. При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
4. В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
5. Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
6. Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
7. В течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
8. Результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
9. В случае, если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям, конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся.
10. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в таком конкурсе, подлежащем размещению заказчиком в единой информационной системе в течение десяти дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.
Согласно проекту, получившему положительное заключение государственной экспертизы, объект "Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова" представляет собой автомобильную дорогу, которая является продолжением 4 моста через р. Енисей в г. Красноярске, в составе которого находятся подземные и надземные пешеходные переходы, путепроводы. Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение указанных работ составляет 324 371 800,08 руб.
Согласно Постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99) к случаям отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации относится, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей
Согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ объект "Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова" не относится к особо опасным или технически сложным объектам капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Строительство фундаментов под путепроводы на указанном выше объекте является частью искусственных сооружений, которые включены в объект "Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова". Стоимость данных работ превышает 50 млн. рублей, следовательно, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 такие работы способны поставить, выполнить, оказать поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации и следует установить дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием. На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком законно и обоснованно принято решение об осуществлении закупки на указанные работы путем проведения конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в разделе 3 конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, разделом 15.1. конкурсной документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 не устанавливают обязанность заказчика определить объемы для надлежащего и своевременного исполнения контракта, перечни необходимого оборудования, недвижимого имущества или технических средств.
С учётом изложенного, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в указанном случае отсутствует факт нарушения заказчиком Закона о контрактной системе.
Нормами статьи 27 Закона о контрактной системе установлены требования к участию в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
1. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
3. Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
4. Преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно сведениям, содержащимся в конкурсной документации и на инфтерфейсе www.zakupki.gov.ru, заказчиком при проведении рассматриваемой закупки не установлено ограничение участия в закупке, следовательно, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика отсутствует обязанность исполнения требований статьи 27 Закона о контрактной системе.
С учётом совокупности вышеизложенного, комиссия Красноярского УФАС России установила, что в действиях заказчика, уполномоченного органа, отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО УСК Сибиряк" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Н.А. Яхонтова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 июля 2015 г. N 836
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2015