Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 июля 2015 г. N 834
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АФК" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного образовательного учреждения Богучанская СОШ N2 (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Управления образования Администрации Богучанского района Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт спортивного зала в здании МКОУ Богучанская СОШ N2" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 17.07.2015 поступила жалоба ООО "АФК" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300200315000197.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); предоставление разъяснений положений аукционной документации и продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, заказчик и уполномоченный орган не обеспечили. До момента проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу в адрес Красноярского УФАС России от заказчика поступило ходатайство о проведении вышеуказанного заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 13947 от 22.07.2015).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом были допущены следующие нарушения действующих положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, аукционная документация (Глава 1 Раздел 4 подраздел 4.1. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" часть 3 пункт 3 подпункт а), б), пункт 18 информационной карты) устанавливает требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе: "наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
Во-вторых, 16.07.2015 на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были опубликовании изменения в аукционную документация. При этом срок подачи заявок не был продлен в соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В-третьих, при предоставлении разъяснений положений аукционной документации не указан предмет запроса участника закупки.
Из письменных пояснений заказчика следует, что на основании запроса участника закупки 16.07.2015 на официальном сайте были опубликованы изменения в аукционную документацию, однако срок подачи заявок не был надлежащим образом продлен по причине невнимательности ответственного должностного лица уполномоченного органа. Вышеуказанные изменения, по сведениям заказчика, относились к требованиям к содержанию первой части заявки участника закупки в части предоставления вместо информации о наименовании места происхождения товара информации о стране происхождения товара.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения подрядчика путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала в здании заказчика.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В результате изучения содержания положений аукционной документации в действующей редакции, опубликованной на официальном сайте, Комиссией было установлено, что в пункте 4.1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела 4 "Заявка на участие в аукционе" Главы I "Общие положения" аукционной документации уполномоченным органом было установлено требование о необходимости предоставления участниками закупки в составе первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, информации о наименовании места происхождения товаров ил наименовании производителя товаров, которые участники закупки предлагают использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Указанные действия уполномоченного органа, связанные с установлением требования к участникам закупки о предоставлении информации, которая на момент опубликования на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации не предусмотрена частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В сил части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В результате изучения сведений извещения о проведении электронного аукциона в действующей редакции, опубликованного на официальном сайте, Комиссией установлено, что 16.07.2014 уполномоченным органом по решению заказчика было внесено изменение в извещение о проведении электронного аукциона. Следовательно, приняв во внимание размер начальной (максимальной) цены контракта, уполномоченному органу в силу вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе надлежало продлить срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания такого срока рассматриваемый срок составлял не менее чем семь дней.
Из сведений раздела "Информация о процедуре закупки" извещения о проведении электронного аукциона, опубликованного на официальном сайте в действующей редакции от 16.07.2015, а также из сведений пункта 21 Главы 2 "Информационная карта" аукционной документации Комиссией было установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была определена следующая - 21.07.2015. Следовательно, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе уполномоченным органом был продлен таким образом, что с даты размещения изменений извещения о проведении электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составил четыре дня.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия уполномоченного органа совершены с нарушением положений части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Частями 3 - 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исследовав содержание извещения о проведении электронного аукциона, опубликованного на официальном сайте, Комиссия установила, что в разделе "Разъяснение положений документации об электронном аукционе" 16.07.2015 за подписью должностного лица уполномоченного органа были опубликованы разъяснения положений аукционной документации следующего содержания:
"Ответ на разъяснение аукционной документации электронного аукциона
N 0319300200315000197
на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала в здании
Муниципального казённого образовательного учреждения Богучанской СОШ N 2 Богучанского района Красноярского края
В ответ на Ваш запрос сообщаем следующее:
В аукционную документацию к содержанию первых частей заявок внесены соответствующие изменения.
Контрактный управляющий Звиададзе Н.А."
Анализ вышеуказанного содержания опубликованных 16.07.2015 на официальном сайте уполномоченным органом разъяснений положений аукционной документации показал Комиссии, что в рассматриваемых разъяснениях отсутствует указание на предмет запроса, направленного участником закупки в адрес уполномоченного органа и заказчика, что является нарушением требований, установленных частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Вместе с этим, Комиссией было принято решение в рассматриваемой части не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе уполномоченному органу в связи с тем, что выявленное нарушение не влияет и не может повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате проведения внеплановой проверки определения подрядчика путем проведения электронного аукциона на предмет его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссия установила, что при формировании положений аукционной документации уполномоченным органом было допущено следующее нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Закон о контрактной системе" из части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе исключен пункт 2, обязывающий заказчика, либо уполномоченный орган, действующий в интересах заказчика, устанавливать требования к участникам закупки в виде подтверждения правомочности заключать контракт.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение Закона о контрактной системе.
Проанализировав положения аукционной документации, Комиссия выявила предъявление уполномоченным органом в подпункте 3 пункта 3.1 "Требования к участникам закупки" раздела 3 "Участники закупки" Главы I "Общие положения" рассматриваемой документации требования к участникам закупки о необходимости подтверждения правомочности заключать контракт, что противоречит требованиям части 6 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая аукционная документация содержит в себе нарушения требований Закона о контрактной системе, следовательно, действия уполномоченного органа совершены с нарушением требований части 6 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, частей 4 и 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "АФК" обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган нарушившим требования части 6 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, частей 4 и 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе ООО "АФК" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 июля 2015 г. N 834
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2015