Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 июля 2015 г. N 861
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Кравцова П.П. на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона N 356/15 "Оказание комплекса услуг: санитарная уборка помещений, поверхностей, инвентаря и санитарно-гигиеническое сопровождение пациентов для нужд ФГБУЗ СКЦ ФМБА России" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 23.07.2015 поступила жалоба ИП Кравцова П.П. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100004915000200.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика - Пелевина Яна Павловна (доверенность N 222 от 16.12.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Дранишникова Нина Александровна (доверенности N 191 от 28.07.2015, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком было допущено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
По мнению подателя жалобы, включение в аукционную документацию оказания услуг по санитарной уборке помещений, поверхностей, инвентаря и санитарно-гигиеническому сопровождению пациентов необоснованно, т.к. данные услуги невзаимосвязаны друг с другом. Техническим заданием на комплекс услуг по санитарно-гигеническому сопровождению пациентов предусмотрено следующее: сотрудники Исполнителя, допущенные к оказанию услуг, должны иметь соответствующий профилю деятельности навык работы и соответствовать нормативным требованиям по состоянию здоровья. Должны проходить предварительные, и периодические медицинские осмотры (согласно СанПиН 2.1.3.2630-10).
Исходя из требований, предусмотренных таблицей в техническом задании, у работников исполнителя должны быть медицинские познания и навыки, что, по мнению подателя жалобы, никак не связано с клининговой деятельностью.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены письменные возражения, в которых он выразил несогласие с заявленными доводами, просил признать жалобу необоснованной, поскольку при формировании положений аукционной документации с его стороны не были допущены нарушения обязательных требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения исполнителя путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению исполнителя путем проведения электронного аукциона на оказание комплекса услуг: санитарная уборка помещений, поверхностей, инвентаря и санитарно-гигиеническое сопровождение пациентов для нужд заказчика.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из сведений пункта 10 раздела "Информационная карта" аукционной документации, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в разделе "Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка" рассматриваемой документации (далее - Описание объекта закупки).
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей комплекса услуг, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их неисполнимости для участника закупки и не свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между ними, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного создания условий для качественного оказания пациентам медицинской помощи.
Из пункта 16 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком на основании осуществленного им анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости оказания комплекса услуг, являющегося объектом закупки, в соответствии с Описанием объекта закупки.
Из материалов, представленных заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, Комиссией установлено, что на вышеуказанные запросы в адрес заказчика поступили коммерческие предложения от ООО "ЛАБИРИНТ" (исх. N 247 от 24.06.2015), ООО "Промышленные Системы Снабжения" (б/н от 24.06.2015), ООО "ТРИГОН" (б/н от 24.06.2015), содержащие ценовые предложения по выполнению комплекса услуг, являющегося объектом закупки, в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки. Следовательно, на рынке услуг, являющихся объектом закупки, существуют хозяйствующие субъекты, имеющие возможность оказать комплекс таких услуг.
Комиссия отмечает, что исходя из предъявленных заказчиком в пункте 26 раздела "Информационная карта" аукционной документации требований к содержанию и составу второй части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, участникам закупки не было вменено в обязанность представлять в составе второй части такой заявки какие-либо разрешительные документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. Следовательно, объединение заказчиком в объект закупки комплексного оказания услуг по санитарной уборке помещений, поверхностей, инвентаря и санитарно-гигиеническому сопровождению пациентов заказчика не привело к установлению в аукционной документации для участников закупки дополнительных требований в части содержания и состава заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе.
Проанализировав содержание Описания объекта закупки, Комиссия установила, что в подразделе "Техническое задание на комплекс услуг по санитарно-гигиеническому сопровождению пациентов" заказчик сообщил участникам закупки о том, что сотрудники исполнителя, допущенные к оказанию услуг, должны иметь соответствующий профилю деятельности навык работы и соответствовать нормативным требованиям по состоянию здоровья. Должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (согласно СанПиН 2.1.3.2630-10).
Анализ совокупности положений Описания объекта закупки показал Комиссии, что заказчиком не вменено в обязанность исполнителю, который одержит победу в электронном аукционе, обеспечить наличие у его сотрудников медицинских познаний и навыков при оказании комплекса услуг, являющегося объектом закупки.
В соответствии с Приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н (раздел I) номенклатура должностей медицинских работников включает в себя 5 основных групп, в которые входят 4 группы не руководящих должностей медицинских работников. Разделение на данные группы произведено в соответствии с требованиями к образованию работников, а именно:
- Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи);
- Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием;
- Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал);
- Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал).
Последняя из вышеперечисленных групп должностей медицинских работников (младший медицинский персонал) включает в себя следующие должности: младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, санитар-водитель, сестра-хозяйка.
В соответствии с рассматриваемым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н к вышеуказанным должностям, входящим в группу должностей "Младший медицинский персонал", не предъявляется требований по наличию профессионального (медицинского или немедицинского) образования.
Согласно пункту 11.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" для проведения уборки допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать отдельные помещения. Персонал клининговых компаний при проведении уборки в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, должен соблюдать СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Требования к условиям труда персонала клининговых компаний, работающего в лечебно-профилактических учреждениях, определены пунктом 15 "Требования к условиям труда медицинского персонала" главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Исходя из вышеуказанных формулировок, СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" предъявляет в равной степени требования, изложенные в пункте 15 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", и к сотрудникам клининговых компаний, и к медицинскому персоналу.
Подателем жалобы не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что включение заказчиком в объект закупки требования о необходимости оказания комплекса услуг по санитарной уборке помещений, поверхностей, инвентаря и санитарно-гигиеническому сопровождению пациентов заказчика создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо является непреодолимым, неисполнимым для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией также приняты во внимание следующие пояснения заказчика.
В соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и действующими в лечебно-профилактическом учреждении схемами, правилами и инструкциями, разработанными в соответствии с СанПиНами и ГОСТ, все указанные в аукционной документации заказчика услуги являются функционально связанными, поскольку направлены на достижение единого результата: качественного и безопасного оказания медицинских услуг посредством поддержания чистоты и инфекционной безопасности на объектах заказчика.
При оказании комплекса услуг, являющегося объектом закупки, крайне важным условием для заказчика является минимизация заражения пациентов в стационарах и на других территориях заказчика инфекционными заболеваниями.
Разделение комплекса услуг, являющегося объектом закупки, приведет к невозможности осуществления надлежащего контроля за качеством их оказания, в случае того, если такие услуги будут оказываться несколькими хозяйствующими субъектами, что в конечном итоге отразится на качестве медицинской помощи, оказываемой заказчиком.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о включении заказчиком в объект закупки невзаимосвязанных услуг, влекущем за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ИП Кравцова П.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 июля 2015 г. N 861
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2015