Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 августа 2015 г. N 1009
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе: председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук на действия заказчика - Министерства культуры Красноярского края и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием "N 4900/15 на выполнение спасательных археологических полевых работ по сохранению выявленного объекта археологического наследия Енисейск. Енисейское городище при проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения Усадьба Баландина, сер. XIX в. (г. Енисейск, ул. Ленина, 103) (I-II этап) для нужд министерства культуры Красноярского края", извещение N 0119200000115004281 (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Министерства культуры Красноярского края (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием "N 4900/15 на выполнение спасательных археологических полевых работ по сохранению выявленного объекта археологического наследия Енисейск. Енисейское городище при проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения Усадьба Баландина, сер. XIX в. (г. Енисейск, ул. Ленина, 103) (I-II этап) для нужд министерства культуры Красноярского края" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Существо жалобы: конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В адреса подателя жалобы и заказчика были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседание комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представители заказчика по доверенности Дубина С.Л.
- представитель заказчика по доверенности Буторин В.Г.
- представитель уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) по доверенности Колесник Л.Ю.
- представитель подателя жалобы по доверенности Ломанович В.А.
Представитель подателя жалобы доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, просили признать жалобу необоснованной.
Комиссия Красноярского УФАС России, изучив представленные документы и сведения пришла к выводу о необходимости объявления перерыва в работе комиссии до 27.08.2015 года 09 часов 10 минут.
В указанное время на заседание комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представители заказчика по доверенности Дубина С.Л.
- представитель заказчика по доверенности Буторин В.Г.
- представитель уполномоченного органа по доверенности Колесник Л.Ю.
Представитель подателя жалобы представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
После перерыва работы комиссии Красноярского УФАС России дополнительные документы и сведения не представлены.
Из содержания жалобы следует, что конкурсная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства, а именно:
1. Подпунктом 1 пункта 8 раздела 4 Информационной карты установлены дополнительные требования для осуществления предквалификационного отбора участников о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ, а именно: выполнение спасательных археологических полевых работ по сохранению выявленных объектов археологического наследия при проведении ремонтно- реставрационных работ на объекте культурного наследия, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Согласно Приложения N1 Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлен исчерпывающий перечень дополнительных требований к участникам закупки, в котором отсутствует такой дополнительный критерий, как "проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия", ввиду чего не может быть включен в перечень дополнительных критериев.
Данное ограничение существенно ущемляет права и законные интересы участников размещения заказа и является недопустимым требованием, в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, как технологически и функционально не связанные между собой критерии "наличие опыта исполнения контракта на выполнение спасательных археологических полевых работ по сохранению выявленных объектов археологического наследия" и "проведении ремонтно-реставрацнонных работ".
Для выполнения указанных работ достаточно наличия грамотно составленного календарного плана производства археологических полевых работ, одновременно с производством ремонтно-реставрационных работ на объекте в неразрывной связи с очередностью производства строительных работ.
Заказчик, отвечая на запросы о разъяснении положений Открытого конкурса с ограниченным участием N 4900/15, проинформировал участников, что "Заявки, где будут представлены копии ранее исполненных контрактов, договоров и актов на выполнение спасательных археологических полевых работ по сохранению выявленных объектов археологического наследия не связанные с производством ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, являющихся зданиями, строениями, сооружениями будут отклонены".
Указанное требование противоречит нормам действующего законодательства и является недопустимым, как нарушающее положения статьи 17 Закона о защите конкуренции. Кроме того, предметом закупки является проведение спасательных археологических полевых работ по сохранению выявленного объекта археологического наследия "Енисейск. Енисейское городище" и разрешение (отрытый лист) на право проведения археологических полевых работ, в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений (Открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия от 03.02.2009 N 15, не может быть выдано с оговоркой на "выполнение спасательных археологических полевых работ по сохранению выявленных объектов археологического наследия при проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия", в связи с чем, указанное требование в составе конкурсной документации недопустимо.
2. В соответствии с пунктом 2.1. Проекта Государственного контракта, "Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ, указанных в пунктом 1.1 контракта, на следующий день после дня заключения контракта".
В соответствии с пунктом 4.1.4. Проекта Государственного контракта, "До начала выполнения работ по контракту Подрядчик обязуется представить Заказчику разрешение (открытый лист), выданное Министерством культуры Российской Федерации на основании заключения Российской академии наук, подтверждающее право на проведение археологических полевых работ".
На основании пункта 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
Однако, в соответствии с пунктом 12 Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия" Министерство культуры Российской Федерации на основании результатов проверок, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, и с учетом заключения Академии в течение 30 дней со дня регистрации в Министерстве культуры Российской Федерации заявления и документов принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче заявителю открытого листа.
Таким образом, требование пунктов 2.1. и 4.1.4 проекта Государственного контракта в сочетании с указанными выше нормами создают вероятность, при которой участник может не выполнить условия контракта в отсутствие своей вины, т.е. Министерство культуры РФ на практике не выдает разрешения (открытые листы) ранее 30 дней с момента получения заявки, а значит указанными пунктами Заказчик ставит условие, при котором разрешение (открытый лист) уже должно быть у участника размещения заказа на момент заключения Контракта. Указанные требования являются недопустимыми и не могут быть включены в качестве требования в состав конкурсной документации.
Представители заказчика, уполномоченного органа поддержали позицию, изложенную ранее.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, выслушав пояснение лиц, присутствующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку определения поставщика, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее обстоятельства.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путём проведения конкурса с ограниченным участием.
Подпунктом 1 пункта 8 раздела 4 информационной карты устанавливаются дополнительные требования для осуществления предквалификационного отбора участников о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ, а именно: выполнение спасательных археологических полевых работ по сохранению выявленных объектов археологического наследия при проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием (далее - Дополнительные требования). Пункт 1 Дополнительных требований при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации требует наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
Пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) определяет сохранение объекта культурного наследия как меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Спасательные археологические полевые работы по сохранению выявленного объекта археологического наследия при проведении ремонтно-реставрационных работ" являются специфическим видом археологических работ, технологически и функционально связанным с работами по сохранению объектов культурного наследия, являющимися зданиями, строениями, сооружениями.
Главной особенностью вышеуказанных спасательных археологических полевых работ является то, что они проводятся одновременно с производством ремонтно-реставрационных работ на объекте и неразрывно связаны с технологиями и очередностью производства строительных работ, а также с мерами по технике безопасности в процессе производства реставрационных и спасательных археологических полевых работ.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 73-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона N 73-Ф3. Согласно части 16 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
В силу статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 Федерального закона N 73-Ф3.
В соответствии с частью 1 статьи 45.1 Федерального закона N 73-Ф3 работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 45.1 Федерального закона N 73-Ф3 спасательные археологические полевые работы - проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что при проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения "Усадьба Баландина, сер. Х1Хв." необходимо выполнить работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия "Енисейск. Енисейское городище" путем заключения государственного контракта на проведение спасательных археологических полевых работ.
2. На основании части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия" к заявлению о выдаче разрешения (открытого листа) прилагается копия документа, обосновывающего проведение археологических полевых работ - договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.
Следовательно, с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (оферты), победитель конкурса может направить в Министерство культуры Российской Федерации заявку на получение разрешения (открытого листа).
В соответствии с пунктом 12 Министерство культуры Российской Федерации на основании результатов проверок, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, и с учетом заключения Академии в течение 30 дней со дня регистрации в Министерстве культуры Российской Федерации заявления и документов принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче заявителю открытого листа.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, то т факт что довод о том, что Министерство культуры Российской Федерации на практике не выдает разрешения (открытые листы) ранее 30 дней с момента получения заявки, не нашел своего подтверждения. Формулировка пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия" предполагает возможность рассмотрения Министерством культуры Российской Федерации заявки на выдачу разрешения (открытого листа) в течение 30 дней и не препятствует выполнению сторонами государственного контракта своих обязательств.
С учётом изложенного, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова
Н.А. Яхонтова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 августа 2015 г. N 1009
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2015