Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 июля 2015 г. N 887
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе: председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Молодежь-ТВ" на действия заказчика - Агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса N 010/2015 "Услуги по производству и распространению социально значимых для населения Красноярского края материалов", извещение N 0119200002515000014, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Молодежь-ТВ" на действия заказчика - Агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса N 010/2015 "Услуги по производству и распространению социально значимых для населения Красноярского края материалов", извещение N 0119200002515000014 (далее - конкурс, жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Существо жалобы: документация конкурса составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В адреса подателя жалобы и заказчика были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседание комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представитель подателя жалобы по доверенности N 06/2015 от 30.07.2015 года Першакова Д.В.;
- представитель заказчика по доверенности N 89-612-12 от 30.04.2015 года Брежнева И.В.
Жалоба содержит следующие доводы:
1. Довод о том, что предметом услуг являются посреднические функции по обеспечению производства и размещения телесюжетов, а также вывод о том, что исполнитель контракта, являясь посредником услуг выступает только гарантом их исполнения в надлежащем качестве, но ни коим образом не может повлиять на творческую составляющую и авторскую позицию при создании информационного сюжета, кроме как обеспечить контроль за соблюдением графика съемок, монтажа выхода в эфир.
2. Довод о том, что указание в конкурсной документации требования о размещении телесюжетов в эфире не менее чем 13 средств массовой информации, осуществляющих эфирное вещание в населенных пунктах Красноярского края ограничивает число участников закупки.
3. Довод о том, что требования конкурсной документации должны исходить не из территории распространения СМИ, а исходя из количества охваченной аудитории (охват населения по количеству зрителей и пр.).
4. Довод о том, что заказчиком неправомерно установлена значимость критерия оценки "цена контракта" в размере 10%, поскольку, как полагает податель жалдобы, телесюжеты, производство которых является предметом конкурса, не относятся к отдельному виду услуг "создание произведений литературы и искусства".
5. Довод о том, что требования пункта 3 Информационной карты, пункта 12.1 Инструкции по подготовке конкурсной заявки предусматривает заключение контракта с победителем конкурса на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которая должна содержать предложение по количеству и наименованию телеканалов ограничивает конкуренцию (на момент подачи заявки у участника должны быть заключены договоры на размещение информационных материалов).
Представитель заказчика представил копию конкурсной документации, письменные пояснения, согласно которым считает, что доводы подателя жалобы являются необоснованными, конкурсная документация - соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, также просила принять во внимание тот факт, что ранее комиссия Красноярского УФАС России рассмотрела жалобу ООО "Молодежь-ТВ", содержащую аналогичные доводы, которым была дана правовая оценка.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, выслушав пояснение лиц, присутствующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку определения поставщика, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее обстоятельства, в соответствии с которыми жалоба ООО "Молодежь-ТВ" признана необоснованной.
1. Заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путём проведения конкурса.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии со статьей 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе; требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает в том числе:
1) информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе;
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Предметом открытого конкурса являются услуги по производству и распространению социально значимых для населения Красноярского края материалов.
Согласно описанию объекта закупки "Исполнитель является оператором, обеспечивающим оказание услуг по производству и распространению социально значимых для населения Красноярского края материалов".
Как установлено комиссией Красноярского УФАС России, с учётом пояснений заказчика. в данном случае под оператором понимается любое юридическое лицо/физическое лицо, соответствующее требованиям Закона о контрактной системе и документации открытого конкурса (требования к участнику закупки).
Также комиссией Красноярского УФАС России принят во внимание тот факт, что заказчиком разъяснено, а также отражено в конкурсной документации, что указание в предложении об обеспечении оказания услуг по производству и распространению социально значимых для населения Красноярского края материалов не означает, что исполнитель контракта является посредником услуг и не может влиять на творческую составляющую и авторскую позицию при создании телесюжета, поскольку обеспечение исполнителем оказания услуг относится только к распространению (размещению) телесюжетов.
Исполнитель самостоятельно производит телесюжеты, о чем свидетельствует смысл пункта 2 описания объекта закупки конкурсной документации: исполнитель обязан по требованию заказчика знакомить заказчика с ходом выполнения работ по подготовке телесюжетов, обязан по требованию заказчика привлекать для комментариев специалистов и экспертов. Исполнитель несет полную ответственность за достоверность информации в подготовленных телесюжетах и их качество. Исполнитель предоставляет заказчику запись произведенных телесюжетов.
В проекте государственного контракта также содержит положения, исходя из смысла которых, исполнитель самостоятельно производит телесюжеты. Так, в разделе 1. Предмет государственного контракта указано: по настоящему государственному контракту исполнитель обязуется оказать услуги по производству и распространению социально значимых для населения Красноярского края материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанную услугу в соответствии с условиями настоящего государственного контракта. В соответствии с пунктом 2.1.5 исполнитель обязуется приобрести все необходимые права на произведенные материалы или обеспечить их приобретение для передачи заказчику путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами.
С учетом вышеизложенного, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что производство телесюжетов Исполнитель осуществляет самостоятельно, своими силами.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Целью реализуемого мероприятия является информирование населения Красноярского края о деятельности органов государственной власти и иной официальной информации, пропаганда традиционных культурных, нравственных и семейных ценностей, освещение вопросов демографии, здорового образа жизни.
Заказчиком представлена информация, согласно которой заказчиком сделан запрос в Енисейское управление Роскомнадзора о количестве держателей лицензий на телевизионное вещание в Красноярском крае. Согласно ответу Енисейского управления Роскомнадзора на территории Красноярского края имеется 25 вещателей, осуществляющих эфирное телевизионное вещание в населенных пунктах Красноярского края.
Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что исходя из вышеизложенного, заказчиком было сформировано требование о размещении телесюжетов в половине из имеющихся телеканалов, то есть в 13.
Комиссия Красноярского УФАС России приняла во внимание тот факт, что средства массовой информации, имеющие лицензии на осуществление телевизионного вещания в сети кабельного телевидения на территории Красноярского края не могли быть приняты во внимание, поскольку государственная услуга - информирование населения края, оказываемая населению заказчиком в рамках своих полномочий и на основании государственной региональной программы бесплатно, в то время как кабельное телевидение не является бесплатным для потребителя, что ограничивает круг потребителей услуги.
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев довод подателя жалобы о том, что эфирное вещание не обеспечивает обязательного устойчивого приема, тогда как универсальная и кабельная лицензии обладают устойчивым сигналом агентство является необоснованным, поскольку представителем подателя жалобы не представлены доказательства вышеизложенного довода.
3. В отношении телеканалов одним из характеризующих показателей в соответствии с положениями статьи 8, 10, 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" является территория распространения телеканала, которая определяется количеством населенных пунктов и указывается в соответствующих свидетельствах (о регистрации СМИ, лицензии). Сведений об охвате населения по количеству зрителей свидетельство о регистрации СМИ, лицензия на осуществление телевещания не содержит.
Кроме того, комиссия Красноярского УФАС России установила, что государственная программа Красноярского края "Содействие развитию гражданского общества" в рамках которой реализуется открытый конкурс, является краевой; ее мероприятия нацелены, в том числе, на обеспечение производства и распространения социально значимых для населения Красноярского края материалов посредством предоставления субсидий, закупки товаров, работ и услуг; повышение открытости органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края.
С учётом изложенного, производство и распространение вышеуказанных материалов должно осуществляться на территории Красноярского края, в населенных пунктах, независимо от количества проживающего там населения.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России с учётом пояснений заказчика установила, что размещение телесюжетов на телеканалах, вещающих в населенных пунктах с наибольшим количеством жителей (город Красноярск и пригородных населенных пунктах) не соответствовало бы целям и задачам, установленным указанной выше программой.
4. Согласно положениям части 1 статьи 1259, статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации, аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие).
Указанным критериям понятия "аудиовизуальное произведение" соответствуют предусмотренные предметом открытого конкурса телесюжеты.
Часть 6 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает, что не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Комиссией Красноярского УФС России устанолено, что являющееся предметом открытого конкурса создание серии телесюжетов не относится к информационным сообщениям в понятии статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку серия телесюжетов должна содержать не только информирующие население о деятельности органов государственной власти, но и пропагандирующие традиционные культурные, нравственные и семейные ценности; затрагивающие вопросы здорового образа жизни - что нельзя отнести к сообщениям, носящим исключительно информационный характер.
Таким образом, предметом открытого конкурса является создание аудиовизуальных произведений, в связи с чем, заказчиком правомерно применены положения части 6 статьи 32 Закона о контрактной системе о том, что величина значимости критерия "цена контракта" при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
5. Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в описании объекта закупки не содержится требования к участнику закупки иметь свою лицензию на телевещание на Красноярский край. Участник закупки является оператором, обеспечивающим оказание услуг по производству и размещению телесюжетов на телеканалах. Таким образом, исполнитель может не являться держателем лицензии на телевещание, а размещать видеоролики на действующих телеканалах по договору, что само по себе не может ограничивать конкуренцию.
Кроме того, в соответствии со статьей 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. Исходя их понятия открытого конкурса, при определении его победителя главным критерием является не только предложенная участником цена, но и предложенные участником такого конкурса условия исполнения контракта. Исходя из чего, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик правомерно устанавливает требования к содержанию заявки, предложение по которой в отношении объекта закупки должно содержать не только цену контракта, но и предложения в отношении СМИ, в которых будут размещаться телесюжеты. Данное условие не может ограничивать конкуренцию.
С учетом изложенного, комиссия Красноярского УФАС России установила, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Молодежь-ТВ" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Н.А. Яхонтова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 июля 2015 г. N 887
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2015