Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 августа 2015 г. N 734
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика - Шкуро Ю.Б., Шкуренко С.Г. Барановой Н.П.
от заявителя жалобы - Поповой Е. В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Техноэлектрон" на действия муниципального заказчика - администрация Новоблагодарненского сельсовета по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300031515000001 выполнение работ по объекту "Строительство автомобильной дороги: подъезд к х. Шести Предгорного района Ставропольского края".
Заявитель считает, что действия заказчика в части составления документации не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ, а также нарушают законные права и интересы заявителя.
Представители заказчика поддержали доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, считают, жалобу заявителя неподлежащей удовлетворению, потому что аукционная документация заказчика соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе - жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
При этом следует понимать, что действиями Заказчика при осуществлении закупки являются действия по формированию и утверждению аукционной, конкурсной, котировочной документации, либо документации запроса предложений а действиями уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, являются действия направленные на процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, процедуру аукциона, а также рассмотрение заявок на участие в конкурсе либо рассмотрение заявок на участие в аукционе, запросе котировок и запросе предложений.
По мнению заявителя жалобы, действиями заказчика являются действия направленные на формирование и утверждение аукционной документации (реестровый номер аукциона - N 0121300031515000001) с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании всего вышеизложенного системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им аукционов.
Часть 1 статьи 105 Закона о контрактной системе определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 6 Закона о контрактной системе - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника закупки.
Часть 4 статьи 105 Закона о размещении заказов устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 6 Закона о контрактной системе жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Таким образом, положения документации о торгах, информация о закупке, размещенная на официальном сайте в сети Интернет, порядок направления участнику закупки, разъяснений положений документации, порядок представления документации, нарушающие нормы Закона о контрактной системе, могут быть обжалованы в установленном законом порядке любым лицом.
Необходимо отметить, что обжалование действий заказчика, уполномоченного органа согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, не связано со временем подачи жалобы, а определяется исходя из времени совершения действий, являющихся предметом обжалования.
Общее правило части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе обусловлено так же нормами Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе при проведении аукционов, заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта. Документация, о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
Вместе с тем документация спорного аукциона, составленная с нарушением требований Закона о контрактной системе, содержит или может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных Законом о контрактной системе требований, как к участнику закупки, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в торгах с целью заключения такого контракта.
Таким образом, воспользовавшись своим правом ООО "Техноэлектрон" обжаловал действия заказчика по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300031515000001 в Ставропольское УФАС России.
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
1. В пункте 51 канат двойной свивки Заказчиком установлено: диаметр проволоки в слоях (108 прополок) нужен, мм. 0.34. У каната двойной свивки нет такой части как прополок соответственно непонятно, что означает характеристика диаметр проволоки в слоях (108 прополок). Данный показатель не позволяет определить соответствие закупаемого для работы товара.
2. В пункте 51 канат двойной свивки Заказчиком установлено: точность изготовления каната требуются нормальная иди повышенная. Канат должен соответствовать требованиям ГОСТ 3070-88. В соответствии с пунктом 2 ГОСТ 3070-88 Канаты подразделяются: по точности изготовления: нормальной, повышенной - Т. Таким образом, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая требования не соответствующие ГОСТ.
В пункте 14 болты с гайками и шайбами Заказчиком установлено: напряжение от пробной нагрузки, Н/мм должно быть 84300-284200. В техническом задании пункт 7.2.1. указано: "Подрядчик обязуется: выполнять предусмотренные настоящим контрактом работы в соответствии с проектно-сметной документацией_ _в соответствии с требованиями действующих ГОСТов, норм и правил". Показатель напряжение от пробной нагрузки в соответствии с таблицей 6 ГОСТ 32484.3-2013 измеряется в Н/мм2.
3. В пункте 43 Камни бортовые Заказчиком установлено: Камни бортовые должны быть изготовлены из мелкозернистого или тяжелого бетона в климатическом исполнении УХЛ. Марка камней необходима БР100.30.15. Наибольший размер зерен крупного заполнителя бетона (щебня или гравия) нужен 20 мм. В техническом задании пункт 7.2.1. указано: "Подрядчик обязуется: выполнять предусмотренные настоящим контрактом работы в соответствии с проектно-сметной документацией_ _в соответствии с требованиями действующих ГОСТов, норм и правил". В соответствии с примечанием к пункту 1.2.5 ГОСТ 6665-91 камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.96. Характеристика "наибольший размер зерен крупного заполнителя бетона (щебня или гравия) нужен 20 мм соответствует тяжелому бетону.
4. В пункте 47 щебень Заказчиком установлено: щебень требуется из плотных горных со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3. Заказчиком не указано вещество, из которого состоит щебень. Данная характеристика не позволяет определить соответствие закупаемого для работы товара.
6. В разъяснение положений документации об электронном аукционе от 27.07.2015 NРД2 на вопрос участника закупки: Пункт 30. Олифа комбинированная. Заказчиком установлено: Марка олифы требуется К-2. Олифа должна соответствовать требованиям ГОСТ. Просим уточнить номер ГОСТа, которому должна соответствовать комбинированная олифа марки К-2.
Дан ответ: В пункте 30. Олифа комбинированная ГОСТом регламентирующим данный вид товара является ГОСТ 32389-2013. В соответствии с ГОСТ 32389-2013 олифа на марки не подразделяется. Таким образом, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая требования не соответствующие ГОСТу.
Остальные доводы заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Как следствие, неточности (разночтения), указанные в аукционной документации по вышеуказанным доводам, могут служить основанием для отклонении заявок, потому как эти неточности (разночтения) могут привести к ненадлежащему оформлению заявки и служат или могут служить препятствием для подачи заявки в полном соответствии с требованиями аукционной документации.
Уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе, в т. ч. для реализации принципа контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Следует учитывать, что содержание требований аукционной документации не должно иметь разночтений, должно быть сформировано согласно требований Закона о контрактной системе с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, создает или может создать препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Действия Заказчика, требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноэлектрон" на действия муниципального заказчика - администрация Новоблагодарненского сельсовета по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300031515000001 выполнение работ по объекту "Строительство автомобильной дороги: подъезд к х. Шести Предгорного района Ставропольского края" - частично обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - администрации Новоблагодарненского сельсовета по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300031515000001 выполнение работ по объекту "Строительство автомобильной дороги: подъезд к х. Шести Предгорного района Ставропольского края не соответствующими пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - администрации Новоблагодарненского сельсовета - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 августа 2015 г. N 734
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2015