Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 августа 2015 г. N 765
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика - Анфиногенов Е.В, Гвозденко Е.Ю.
от уполномоченного органа - Мещерякова О.В.,
от ООО "Югтрасстрой" - Наумов И.В.
от ИП Арзуманян Х.Р. - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Югтрасстрой" и ИП Арзуманян Х.Р. на действия заказчика администрации Промышленного района города Ставрополя, уполномоченный орган комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300001115000354 Работы по ремонту внутриквартальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе и тротуаров на территории Промышленного района города Ставрополя.
По мнению заявителей жалобы, действия заказчика в части составления документации аукциона, не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Представители уполномоченного органа пояснил следующее:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Представитель муниципального заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона в электронной форме была составлена с учетом требований Закона 44-ФЗ.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона 44-ФЗ внеплановую проверку закупки отмечает:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями статьи 64 Закона была разработана документация об электронном аукционе 0321300001115000354 Работы по ремонту внутриквартальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе и тротуаров на территории Промышленного района города Ставрополя.
Данная документация была размещена заказчиком в единой информационной системе.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
2. В ходе проведения проверки установлено, По позиции "Раствор готовый" раздела 2. "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" документации об аукционе.
1. Описание Заказчиком объекта закупки носит объективный характер, установлено в соответствии с действующем законодательством в рамках своих потребностей. В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Заказчиком при составлении описания объекта закупки использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качественные характеристики объекта закупки зависят от многих факторов, в том числе и от того из каких материалов изготовлен данный товар, его сортность, соответственно состав и размер фракций и т.д..
В данной позиции Заказчик определил "Строительный раствор должен быть кладочный цементный_ В качестве вяжущего материала должен применяться цемент для строительных растворов в соответствии с требованиями ГОСТ 25328-82". Основным компонентом раствора цементного является цемент, соответственно Заказчик описал требования к его качественному составу, которые непосредственно указаны в ГОСТ 25328-82, регламентирующим данный вид товара, в том числе и к основному компоненту (добавке) цемента, отвечающему за скорость твердения растворной смеси, гипсового камня, на основании п.1.5 ГОСТ 25328-82 и п.1.1, 1.2, 1.3 и таблицы ГОСТ 4013-82. Качество гипсового камня (его сортность), применяемого при изготовлении цемента, полностью зависит от содержания в нем гипса.
В соответствии с п.4.15.3 ГОСТ 28013-98 производители при производстве раствора готового обязаны оформлять документ о качестве основанном на результатах лабораторных испытаний, в котором указывается состав и содержание растворных смесей, в том числе на основании п.3.2 и 3.3 ГОСТ 4013-82 производитель обязан определить фракционный состав и содержание гипса (CaSO42H2O) в гипсовом камне, что подтверждает паспорт качества от производителя на гипсовый камень.
2. По позиции "Бруски" раздела 2. "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" документации об аукционе.
В данном пункте Заказчик установил требования к брускам: "Номинальные размеры: - Толщина, мм, 40-75; - Ширина, мм, 75-150. _. Влажность пиломатериалов должна составлять от 20% до 30%.... Бруски требуются не ниже 3 сорта_ Величина усушки не более: по толщине +1,2 мм; по ширине +2,1 мм.". Заказчиком установлены характеристики в полном соответствии с требованиями государственных стандартов, действующего законодательства и п.5 ведомости ресурсов, определены все значения характеристик брусков для определения величины усушки.
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" и ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры". Пункт 2.3 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы могут изготовляться сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%). Заказчиком и установлены требования по влажности брусков в полностью соответствующие требованиям ГОСТ 8486-86 от 20% и до 30% в целях предоставления участникам закупок больших возможностей по выбору пиломатериалов.
На основании п. п.5 ведомости ресурсов и п.1.2 ГОСТ 8486-86, п.2 и таблицы ГОСТ 24454-80 Заказчик установил требования к номинальным размерам брусков, которые так же полностью соответствуют требованиям государственных стандартов. В п.5 ГОСТ 24454-80 установлено, что номинальные размеры пиломатериалов по толщине и ширине установлены для древесины влажностью 20%. Заказчик и указал в данной позиции параметры влажности в пределах от 20% до 30%.
В п.5 ГОСТ 24454-80 установлено, что при влажности древесины более 20% фактические размеры толщины и ширины должны быть более номинальных размеров на соответствующую величину усушки по ГОСТ 6782.1, что подтверждает п.1 ГОСТ 6782.1-75 фактические размеры толщины и ширины пилопродукции при влажности, превышающей установленную для номинальных размеров, должны быть больше номинальных размеров на соответствующую величину усушки.
В соответствии со вторым абзацем п.2 ГОСТ 6782.1-75 при проверке размеров фактические значения толщины и ширины пилопродукции для любой ее влажности устанавливают по табл.3-6. Таблица 3 и таблица 4 определяет величины усушки пилопродукции из древесины ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы для номинальных размеров при влажности 15% и любой влажности. Таблица 5 и 6 определяет величины усушки пилопродукции из древесины ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы для номинальных размеров при влажности 20%. На основании таблиц 5 и 6 ГОСТ 6782.1-75 Заказчик и установил для брусков влажностью до 30% толщиной 75 см величину усушки не более +1,2 мм, а для ширины 150 мм - не более +2,1 мм.
Таким образом, для определения величины усушки Заказчиком установлены все необходимые значения и параметры.
3. О требовании указать ГОСТ в пунктах Раздела 2 технического задания документации об аукционе.
На основании ст.66 Федерального закона 44-ФЗ и п.33 информационной карты документации об аукционе участник закупки обязан представить в заявке на участие конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией аукционе. В п.25 информационной карты установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки в соответствии с Частью III "Техническое задание" настоящей документации. Раздел 2 технического задания устанавливает "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" документации об аукционе.
Описание Заказчиком объекта закупки носит объективный характер, установлено в соответствии с действующем законодательством в рамках своих потребностей и не влечет за собой ограничение количества участников закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик указал фразу, что товар (материал) "должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (Указать ГОСТ)". Указание в заявках на участие в аукционе ГОСТов на товары, используемые при выполнении работ, служит подтверждением участниками закупок точного, достоверного описания характеристик объекта закупки, и требование документации об аукционе об указании ГОСТов на товары не противоречит Закону N 44-ФЗ.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - администрации Промышленного района города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя установлены нарушения требований Закона, при формировании документации.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Югтрасстрой" и ИП Арзуманян Х.Р. на действия заказчика администрации Промышленного района города Ставрополя, уполномоченный орган комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300001115000354 Работы по ремонту внутриквартальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе и тротуаров на территории Промышленного района города Ставрополя - необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 августа 2015 г. N 765
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2015