Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 июля 2015 г. N 631
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н. Г.,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Гулаксизовой Л.В., Гаврилюк Е.Р., Черкашиной Л.В.
от уполномоченного органа - Пушкаревой Н.Н.
от заявителя жалобы - Долгат И.С.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба от ОАО НПК "ЭСКОМ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000370 - поставка лекарственных средств для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией.
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация сформирована с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители государственного заказчика поддержали доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, пояснили, что документация сформирована согласно требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы, указанные в представленных письменных объяснениях.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ст. 19 Закона о контрактной системе под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов., "_ под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды_".
В соответствии со ст.33 ч.1 п.1 ФЗ-44 документация об электронном аукционе (далее - документация об аукционе) должна содержать сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ, об условиях исполнения контракта, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (ч. 2 ст. 33 ФЗ-44: "_ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям_". Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Установление изложенных требований обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно спецификой закупаемого товара и его применения.
Ни Законом о контрактной системе, ни Федеральным законом N 135 - ФЗ от 26 июля 2006г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для муниципальных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявителем данной жалобы является ОАО НПК "ЭСКОМ" (из пояснений Общества - производитель, продукция которого не подходит под данное в аукционной документации техническое задание. Но требования документации не ограничивают число участников размещения заказа в связи и с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком медицинских препаратов может выступить любое физическое либо юридическое лицо, имеющее лицензию на соответствующий вид деятельности, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика. Извещение о проведении электронного аукциона так же не содержит ограничений возможности участия в размещении заказов только производителей, т.е. участником размещения заказа может быть любой поставщик. Так же, хотелось бы отметить, что в Российской Федерации отсутствует документ, который ограничивает рынок натрия хлорида в полиэтиленовых флаконах, данный рынок открыт; Нормы законодательства РФ не запрещают выходить с предложением на участие в торгах нескольким претендентам с продукцией одного производителя, поэтому участником торгов может быть неограниченное количество.
Из доводов заявителя жалобы следует, что требование к форме выпуска лекарственного средства ограничило количество участников закупки.
Доводы участника закупки о том, что указание вида тары - самоспадающийся полиэтиленовый флакон (бутылка), не содержащий поливинилхлорид, наличие градуировки для обеспечения возможности контроля объема оставшейся жидкости в течение всего времени проведения инфузий, с двумя отдельными портами, запечатанными по отдельности фольгой сужает круг потенциальных участников и создает преимущественные условия для участия конкретному участнику, не подтверждены доказательствами.
Заказчиком, напортив, в материалы дела представлено доказательство согласно данным официального источника - сайт Государственного реестра лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru), на территории РФ зарегистрировано не менее 6 (шести) производителей натрия хлорида в таре- полиэтиленовый флакон:
1. Б. Браун Мельзунген АГ, Германия
2. ООО "Гематек", Россия
3. ОАО "ЮграФарм", Россия
4. ООО "Ист-Фарм", Россия
5. ООО "Фарма Интернейшинал Компани Россия-СНГ"
6. ООО "Гротекс", Россия.
Как пояснил представители заказчика, поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса.
Следовательно, заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, но с соблюдением требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции. Установление изложенных требований обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно спецификой закупаемого товара и его применения.
Представители заказчика в ходе заседания пояснили, что тип тары - полиэтиленовый флакон, важен для медицинского персонала, потому что это:
удобство и безопасность в работе с раствором (флакон устойчив - медицинский персонал имеет возможность забора раствора или доп. введения в порт лекарственных средств, чётко читаемая этикетка, градуировка на флаконе, позволяющая контролировать объём оставшейся жидкости, полное опорожнение флакона.
Имеет относительно малый вес, не бьётся, что исключает риск травматизации персонала и пациентов осколками.
Для работы с полиэтиленовыми флаконами, возможно использовать системы с закрытым воздушным клапаном, что исключает риск химической контаминации воздуха отделений стационаров и соответственно исключает риск вредного воздействия на здоровье персонала и пациентов, а так же микробной контаминации раствора и инфицирование пациента.
Для работы с полиэтиленовыми флаконами возможно использовать более простые и следовательно дешевые капельницы(экономия бюджетных средств), для работы со стеклянными бутылками в таком случае требуется дополнительное введение в порт иглы, что вызывает риск химической контаминации воздуха отделений стационаров и соответственно риск вредного воздействия на здоровье персонала и пациентов, а так же риск микробной контаминации раствора и инфицирование пациента.
Использованная тара занимает намного меньше места (самоспадаемость тары) и почти ничего не весит, а так же отсутствует риск боя и соответственно травматизации персонала.
При вскрытии порта стеклянной бутылки существует риск нарушения целостности печаток и кожных покровов рук мед. персонала(заусенцы на металлической фольге) и соответственно риск инфицирования при контакте с кровью инфицированных пациентов.
При этом из установленных заказчиком характеристик не усматривается нарушение требований Законодательства о закупках.
Комиссией установлено, что в аукционной документации установлены требования к товару в целях реализации потребностей заказчика в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а сведения, запрещенные к указанию в силу требований законодательства о контрактной системе в документации - отсутствуют.
Относительно доводов заявителя жалобы о формирования начальной максимальной цены контракта установлено следующее:
Частью 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о закупках федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, которым является Ставропольским УФАС России, осуществляется контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении - обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
При таких обстоятельствах у Ставропольского УФАС России в рамках Закона о контрактной системе отсутствуют полномочию по проведении проверок на предмет соблюдения требований заказчиками Закона в части формирования обоснования начальной максимальной цены контракта.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО НПК "ЭСКОМ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000370 - поставка лекарственных средств для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией - не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Н. Г. Дацко
Члены комиссии Е.А. Соколов
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 июля 2015 г. N 631
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2015