Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
В присутствии представителей:
от государственного заказчика- ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва- Афонина М.Г., Горбатых Р.С.; ,
от ООО "Аркаим", ООО РСП "Змейка"- представители на рассмотрение жалобы не прибыли,
Рассмотрев жалобы ООО "Аркаим", ООО РСП "Змейка" на действия государственного заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100002415000030 "Капитальный ремонт кровли",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Аркаим", ООО РСП "Змейка" на действия государственного заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100002415000030 "Капитальный ремонт кровли".
Заявители считают, что отклонение заявок ООО РСП "Змейка", ООО "Аркаим" не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители государственного заказчика пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки отмечает:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона о закупках: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
"описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование".
Документация о закупке N 0321100002415000030 "Капитальный ремонт кровли" была опубликована на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 23.07.2015г.
Исходя из предмета Аукциона, требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе предусмотрены п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как установила комиссия, для участия в аукционе ООО "Аркаим", ООО РСП "Змейка", подали свои заявки для участия в аукционе в электронной форме.
Комиссией Ставропольского УФАС установлено, что заявка ООО "Аркаим" была отклонена на основании п.1 ч.4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, а именно, непредоставление информации или предоставление недостоверной информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона, требованиями п. 7.6. Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, Документации об электронном аукционе (представлены недостоверные сведения о товарах, используемых при выполнении работ).
По позиции "Винты" Участник ООО "Аркаим" предлагает винты длиной 35 мм с длиной конического конца равной 5,7 мм, а далее по тексту указывает, что длина конического конца равна 20% (7 мм) всей длины винта, что противоречит данным Участника ООО "Аркаим" указанных в первой части заявки.
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что заявка ООО РСП "Змейка" была отклонена на основании п. 1 ч.4 ст. 67 Закона N44-ФЗ, непредоставление информации или предоставление недостоверной информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона, требованиями п. 7.6. Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, Документация об электронном аукционе (представлены недостоверные сведения о товарах, используемых при выполнении работ).
Участником ООО РСП "Змейка" установлена толщина пленки 0,15 мм, плотность - 929 кг/м3, и далее по тексту "масса 1м2 пленки, г, 138,0", что не соответствует требованиям ГОСТ 10354-82, т.к. при расчете (0,15x926=138,9) масса пленки равна 138,9. Предельное отклонение допустимо только для пленки толщиной 0,120 мм.
По позиции "Винты" в первой части заявки участника отсутствует информация о длине конического конца (или длине конического конца с углом 40 , требование о которой установлено Заказчиком в Приложении N 2 к документации о закупке.
По позиции "Лента полиэтиленовая" участник ООО РСП "Змейка" указывает массу одного метра ленты полиэтиленовой 5,5 г, и одновременно с этим представляет противоречивые сведения о количестве погонных метров в одном кг ленты -400. В 1кг (или 1000 г) ленты при весе одного метра 5,5 г содержится 181, 82 метра ленты, а не 400, как указано Участником.
Из вышеизложенного следует, что при рассмотрении первых частей заявок имелись более чем достаточные основания для отклонения первых частей заявок ООО "Аркаим", ООО РСП "Змейка".
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
То есть, участники закупки ООО "Аркаим", ООО РСП "Змейка", заранее были ознакомлены с требованиями аукционной документации, и должны были подать заявки в соответствии с требованиями аукционной документации и с соблюдением норм и требований Закона N44-ФЗ.
Таким образом, согласно положениям части 4 статьи 67 Закона N44-ФЗ - Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, в действиях комиссии государственного заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва не установлены нарушения требований Закона о закупках в части отклонения заявок ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва.
При проведении проверки в соответствии частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ в действиях государственного заказчика- ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва установлены нарушения норм и требований Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в следующем:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В нарушение указанной статьи в извещении заказчик указал, что Срок исполнения контракта: год 2015 месяц Сентябрь Срок исполнения отдельных этапов контракта: Июль 2015, Сентябрь 2015 Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): Сентябрь 2015, при этом дата проведения аукциона 06.08.2015.
Таким образом, установив в извещении условие об исполнении отельных этапов контракта в июле 2015 года, до заключения контракта, Заказчик нарушил требования Закона N44-ФЗ.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В нарушение статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик установил:
- В приложении N2 к документации заказчиком установлены требования к Пиломатериалам хвойных пород Брусья обрезные длиной 4-6,5 м. Нормы ограничения пороков в пиломатериалах требуются: Пороки строения рак не допускается или допускается протяжением в долях длины пиломатериала до одной пятой, но не более 1 м.
Однако, 1/5 максимальной длины установленной заказчиком 6,5 м составляет 1,3 м, что противоречит требованию не более 1 м и требованиям ГОСТ 8486-86.
3. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно пункта 5 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0321100002415000030 "Капитальный ремонт кровли" установлено, преимущество Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ),
В то же время, в составе Документации об аукционе и в п. 14 приемущества, предоставляемые заказчиком в соответствии о статьями 28-3- Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.
4. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о закупках в извещении о проведении аукциона в электронной форме заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 статьи 42 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о закупках в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Согласно частей 1, 3 статьи 30 Закона о закупках заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0321100002415000030 "Капитальный ремонт кровли" содержит информацию о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со 30 Закона о закупках: субъектам малого предпринимательства.
Согласно аукционной документации на "Капитальный ремонт кровли" (извещение N 0321100002415000030) установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и преимущества, предоставляемые заказчиком субъектам малого предпринимательства: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства.
Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона в электронной форме N 0321100002415000030 "Капитальный ремонт кровли" ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, не установлено.
Бездействие заказчика в виде не указания в извещении о проведении аукциона в электронной форме N 0321100002415000030 "Капитальный ремонт кровли", ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 30 Закона о закупках, противоречит части 3 статьи 30, пункту 4 статьи 42 Закона о закупках.
Таким образом, государственным заказчиком- ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва нарушены требования Закона о закупках при формировании документации об аукционе, а именно ст. 30 и п. 4 ст. 42 Закона о закупках.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва установлены нарушения требований части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, части 1 и части 2 статьи 33 Закона о закупках, допущенное при формировании аукционной на право заключения государственного контракта на "Капитальный ремонт кровли" (извещение N 0321100002415000030).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Аркаим", ООО РСП "Змейка" на действия государственного заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100002415000030 "Капитальный ремонт кровли"- необоснованными;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия государственного заказчика - ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва, нарушившими требования Закона о закупках, а именно: части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, части 1 и части 2 статьи 33 Закона о закупках.
3. Выдать государственному заказчику- ФГКУ комбинат "Кубань" Росрезерва- обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2015