Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 августа 2015 г. N РЗ-810-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственный заказчик - Заиченко П.А.
от ООО "Управление Строительства-2" - представители не прибыли
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Управление Строительства-2" на действия государственный заказчика - ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N0321100007215000019 "Выполнение противопаводковых мероприятий на гидротехнических сооружениях, находящихся на балансе ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз"".
По мнению заявителя жалобы, документация не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
По доводам заявителя жалобы ООО "Управление Строительства-2" - установлено:
1. Часть 5 статьи 66 Закона N 44 устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые заказчик вправе требовать в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе. В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона N 44 требовать от участника Электронного аукциона предоставления иных документов и информации не допускается.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм права заказчиком в пункте 12 Информационной карты документации об аукционе установлено требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки сведений об отсутствии в реестре недобросовестных Поставщиков (Подрядчиков, Исполнителей) информации об Участниках закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем, функции единоличного исполнительного органа Участника закупки - юридического липа.
2. Часть 5 статьи 66 Закона N 44 устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые заказчик вправе требовать в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе. В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона N 44 требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации не допускается.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм права заказчиком в пункте 3.2.4. документации об аукционе (страница 9 документации об аукционе) установлено требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц, копии документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени Участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Участника закупки без доверенности (далее руководитель), копии учредительных документов Участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица).
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона N44 исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с положениями п. 15.1. проекта государственного контракта "Контракт действует до исполнения Сторонами обязательств". В соответствии с положениями раздела 10 "Обеспечение заявок, обеспечение исполнения контракта" (страница 26 аукционной документации) документации об аукционе "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц".
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах" месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, указание срока действия контракта в виде события приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия" превышающим срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие" связанное с исполнением обязательств сторонами, и является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта. Тают образом, отсутствие в пункте 11.1 проекта контракта конкретной даты срока действия исполнения контракта является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
4. Заказчиком в документе "Приложение N1 к техническому заданию" установлены требования к используемому при выполнении работ товару - воде. В соответствии с установленными требованиями участники должны указать в своих заявках конкретные значения количества ионов натрия Na+ и калия К+ в составе растворимых солей, содержащихся в воде, используемой для приготовления бетона (страница 74 документации об электронном аукционе).
Как следует из сути требований, конкретное достоверное количества ионов натрия Nа+ и калия К+ в составе растворимых солей, содержащихся в воде, используемой для приготовления бетона возможно указать только после вьшолнения химического анализа готовой продукции.
Следовательно, исполнить требования Закона в части указания конкретных значений применительно к данному показателю способен только участник, имеющий данный товар в наличии.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению товара, используемого при выполнении работ, на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе лиц, не имеющих в наличии товар, требования к которому установил заказчик" а планирующих закупить такой товар в случае заключения контракта на выполнение работ.
Кроме того, заказчиком в этом же пункте установлены противоречивые требования к цветности воды, в соответствии с которыми: "Окраска воды должна находиться в пределах от бесцветной до желтоватой с цветностью не выше 70 градусов по ГОСТ 3351. Если к бетону предъявляются требования технической эстетики, цветность воды не должна превышать 30 градусов". Таким образом, документация содержит два различных требования к предельному значению цветности воды, что не позволяет участникам однозначно определить потребность заказчика и сформулировать аукционное предложение.
5. Заказчиком в документе "Приложение N1 к техническому заданию" установлены требования к используемому при выполнении работ товару - горячекатаной арматурной стали гладкой класса по ГОСТ 5781-82 (страница 82 документации об аукционе).
В соответствии с установленными требованиями участники должны указать в своих заявках конкретное значение массы 1 м профиля, вычисленной по номинальным размерам при плотности стали, равной "7,85 х 103 кг/мЗ". Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 1.5 ГОСТ 5781-82 (соответствующая выписка из ГОСТ 5781-82 - приложение к настоящей жалобе) масса 1 м профиля вычислена по номинальным размерам при плотности стали, равной 7,85 х 103 кг/мЗ (то есть, как это следует из курса математики для средней школы, 7,85 х 1000 кг/мЗ). Подтверждением того, что заказчиком допущена грубое нарушение требований стандартов является гот факт, что требование к аналогичному товару установлено вида: "Плотность стали требуется более 7,84х 103 кг/м3", т.е. а соответствии с ГОСТ 5781-82.
Таким образом, документация содержит нестандартные, противоречивые требования к описанию объекта закупки, что не позволяет корректно подготовить первую часть заявки на участие в аукционе.
6. Заказчиком в документе "Приложение N1 к техническому заданию" установлены требования к используемому при выполнении работ товару - Стальным электросварным прямошовным трубам (страница 101 аукционной документации). В соответствии с требованиями документации наружный диаметр труб требуется не менее 1020 мм. Вместе с тем, ниже по тексту требований заказчик указывает, что "Допустимо изготовление трубы групп А и В по ГОСТ 10705 диаметром свыше 152 мм длиной не менее 10. м; трубы всех групп диаметром до 70 мм - длиной не менее 4 м". Таким образом, заказчиком установлены требования к диаметру труб, которые противоречат друг другу ("не менее 1020 мм" и "до 70 мм").
7. Заказчиком в документе "Приложение N1 к техническому заданию" установлены требования к используемому при выполнении работ товару - плитам из бетона (страница 105 аукционной документации). В соответствии с требованиями документации участник должен в составе первой части заявки указать химический состав выпусков арматуры для создания монолитных швов между плитами облицовки, а именно количество процентов углерода, кремния, меди, марганца, никеля, фосфора, хрома, серы с точностью до тысячной доли процента. Считаем указанные требования избыточными, не влияющими на качественные и функциональные характеристики бетонных плит, установленными с целью препятствования в подготовке первой части заявки.
Кроме того, как следует из сути требований, конкретное достоверное значение количества химических элементов возможно указать только после выполнения химического анализа готовой продукции в лабораторных условиях.
Следовательно, исполнить требования Закона в части указания конкретных значений применительно к данному показателю способен только участник, имеющий данный товар в наличии.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению товара, используемого при выполнении работ, на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе яиц, не имеющих в наличии товар, требования к которому установил заказчик, а планирующих закупить такой товар в случае заключения контракта на выполнение работ. Исследовав и оценив указанные обстоятельства, заявитель жалобы приходит к выводу, что возложив на участника обязанность представить в заявке конкретное значение этого показателя, заказчик ограничил круг участников хозяйствующими субъектами, имеющими товар в наличии, чем нарушил п.2 ч. 1 ст.64 Закона N 44-ФЗ.
Данные доводы жалобы ООО "Управление Строительства-2" обоснованны, остальные не нашли своего подтверждения.
Кроме того в ходе проведенной внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
1. Требования к составу второй части заявки в пп. 10 п. 3.2.4 установлено:
"_сведения, подтверждающие право Участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов, в случае если это предусмотрено Разделом I.3 (Информационная карта электронного аукциона)_".
Данное требование не соответствует п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика - ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз" установлены нарушения ч. 5 и ч. 6 ст. 66; ч. 3 ст. 93 и ст. 45; п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Управление Строительства-2" на действия государственный заказчика - ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N0321100007215000019 "Выполнение противопаводковых мероприятий на гидротехнических сооружениях, находящихся на балансе ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз"" - частично-обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия государственный заказчика - ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз" нарушившим требования ч. 5 и ч. 6 ст. 66; ч. 3 ст. 93 и ст. 45; п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 августа 2015 г. N РЗ-810-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2015