Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 июля 2015 г. N РЗ-678-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Ткачева Е.О.
от уполномоченного органа - Пушкаревой Н.Н.
от ООО "ТЕХНОэлектрон" - Попова Е.В.
от заявителей жалобы ООО "Русстрой", ООО "ГИДРОСТРОЙ 28" и ООО "СтройКомплект СИТИ" - представители не прибыли,
от
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы от ООО "Русстрой", ООО "ТЕХНОэлектрон", ООО "ГИДРОСТРОЙ 28" и ООО "СтройКомплект СИТИ" на действия заказчика - Администрации города Благодарного и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000351 - выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Спортивный зал в г. Благодарный" для обеспечения муниципальных нужд города Благодарного в соответствии с документацией.
По мнению заявителей жалобы, аукционная документация сформирована с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель муниципального заказчика и уполномоченного органа в письменных объяснениях пояснили:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
По жалобе ООО "Русстрой" установлено:
1) По позиции "Асфальт литой" поясняем следующее:
Согласно ГОСТу Р 54401-2011 регламентирующий технические требования к Асфальтобетону, дорожному литому горячему, размер зерен определяется не только в зависимости от типа смеси, но и от назначения.
В позиции 1 "Асфальт литой" Заказчиком указано: смесь асфальтобетонная литая необходима для строительства тротуаров.
В соответствии с пунктом 4.1. ГОСТ Р 54401-2011 Смеси литые и асфальтобетоны на их основе в зависимости от наибольшего размера зерен минеральной части, содержания в них щебня и назначения, подразделяются на три типа (см. таблицу 1). В которой указано назначение смеси "Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт, тротуары", которое соответствует только смеси II типа поскольку это новое строительство тротуаров, смесь I типа не предусмотрена для тротуаров, смесь III типа не предусмотрена для нового строительства и подходит только для не нагружаемых поверхностей типа велосипедных дорожек. Таким образом, Заказчик никаким образом не ограничил участников, показатели установлены в соответствии с ГОСТ.
Также, в состав аукционной документации входят, являющиеся её неотъемлемой частью:
- Приложение N 1 "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (материала)".
- Приложение N 2 "Проектно-сметная документация".
Согласно пункта 1 статьи 743 ГК РФ "Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ"
Заказчик указал необходимый ему товар в соответствии со сметной документацией, при этом не ограничивая количество участников. Установление указанных требований не мешает определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.
2) По позиции "Бетон" и "Бетон тяжелый" Заказчиком описан товар в соответствии с техническими регламентами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (Гостами)
Хотелось бы отметить, что в соответствии с межгосударственной системой стандартизации любой государственный стандарт содержит ссылочные нормы на другие государственные стандарты. (ГОСТ 1.5-2001 "Межгосударственная система стандартизации.
Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению (с Изменением N 1)" п. 4.8.3 Ссылку на другой стандарт или классификатор применяют, если в нем (или его отдельном положении) уже достаточно полно и однозначно установлены требования (рекомендации, инструкции или классификация), которые необходимо изложить или использовать в разрабатываемом стандарте)
Гост 25820-2014 "Межгосударственный стандарт. Бетоны легкие. Технические условия", согласно пункта 2. Нормативные ссылки: В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 5578-94 Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов. Технические условия
ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 10832-2009 Песок и щебень перлитовые вспученные. Технические условия
ГОСТ 22263-76 Щебень и песок из пористых горных пород. Технические условия.
ГОСТ 32496-2013 Заполнители пористые для легких бетонов. Технические
условия.
ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.
Гост 26633-2012. "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", согласно пункта 2. Нормативные ссылки:
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 5578-94. Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов. Технические условия
ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8269.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний
ГОСТ 8269.1-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического анализа
ГОСТ 8735-88. Песок для строительных работ. Методы испытаний А также пункт 3.5 Гост 26633-2012 Требования к материалам для бетона, где и указаны требования щебню, песку, цементу и являются основными компонентами бетона, и от их характеристик зависят свойства бетона.
Следовательно, установленные Заказчиком требования обусловлены в первую очередь потребностями Заказчика и являются обоснованными. Требования, установленные к щебню, песку, цементу соответствует требованиям ГОСТов.
3) По пункту 3 жалобы: ,
по позициям "Винты", "Проволока", "Горячекатаная арматурная сталь" Заказчиком были использованы описания функциональных, технических и качественных характеристик, с использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Инструкцией по заполнению заявки допускается указание не конкретных характеристик, если невозможно конкретизировать значение показателя или производитель товара по указываемому показателю не использует конкретный показатель.
А также, показатели, овальность, предельное отклонение по диаметру являются размерными характеристиками и не зависят от марки стали.
4) По пункту 4 жалобы, поясняем: в соответствии с пунктом 6 ст. 65 44-ФЗ: "Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе."
По поводу термометра: термометр применяется в системе теплоснабжения и отопления, устанавливается непосредственно на трубопроводах и агрегатах, контролирует и защищает от перегрева и в последствии выхода из строя системы отопления.
Учитывая социальную значимость объекта капитального строительства "Спортивный зал", где будут заниматься спортом дети, требования к системе отопления и теплоснабжения являются уместным и правильным.
На основании вышеизложенного доводы указанные жалобе ООО "Русстрой" необоснованны.
По жалобе ООО "СтройКомплект СИТИ" установлено:
1) В Приложении N1 "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (материала)" заказчиком под таблицей размещен список государственных стандартов, который не сопровождается указаниями о том то, что товар должен соответствовать только государственным стандартам, указанным в этом списке, как это указал участник закупки в своей жалобе.
Заказчиком в каждом пункте при наличии требования ГОСТ указано, что "Требуется соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции".
Один и тот же материал (товар) регламентируется несколькими государственными стандартами. Например, требования к цементу общестроительному регламентирует ГОСТ 31108-2003 и ГОСТ 10178-85.
Поэтому список ГОСТ, находящийся внизу таблицы в приложении N1 носит информативный характер и не сопровождается никакими требованиями.
Так же в списке ГОСТов, указанном Заказчиком отсутствует ГОСТ ЮЗ-2006, указанный в жалобе участника закупки.
На основании вышеизложенного доводы указанные жалобе ООО "СтройКомплект СИТИ" необоснованны.
По жалобе ООО "ТЕХНОэлектрон" установлено:
1) Позиция 43 Лента липкая изоляционная. Заказчиком установлено: Лента липкая изоляционная должна быть изготовлена на основе пленки из поливинилхлоридного пластиката или из поливинилхлоридной композиции с нанесением на одну сторону липкого слоя на основе перхлоривиниловой смолы. Непонятно, что означает характеристика перхлоривиниловая смола. Характеристика не позволяет определить соответствие закупаемого для работы товара.
2) В позиции 22 "Бетон" Требуется указать "Коэффициент терлопроводности бетона в сухом состоянии". Непонятно, что означает характеристика коэффициент терлопроводности бетона в сухом состоянии. Характеристика не позволяет определить соответствие закупаемого для работы товара.
3) В позиции 78 "Асфальтобетонная смесь" установлено "Должен применяться активированный или неактививированный минеральный порошок" неактививированный минеральный порошок не регламентируется ни одним ГОСТОМ.
Данные доводы заявителя жалобы ООО "ТЕХНОэлектрон" обоснованы, остальные не нашли своего подтверждения.
По жалобе ООО "Гидрострой 28" установлено:
1) в позиции 24 "Кислород" заказчик установил излишние требования к товару, который не будет передаваться заказчику и который предназначена для выполнения определенной работы:
- номинальное давление газообразного кислорода в баллоне при 20 °C должно составлять (14,7 0,5) МПа [(1505) кгс/см^] или (19,61,0) МПа [20010)] кгс/см^. Содержание щелочи: кусок фильтровальной бумаги, смоченной раствором фенолфталеина, разбавленного водой в соотношении 1:10 в стеклянной трубке с пропускаемым кислородом, 100-200 см^мин в течение 8-10 минут не должен окрасится в красный и розовый цвет или содержание щелочи не нормируется.
- материалов баллонов должна быть углеродистая или легированная стать с временным сопротивлением в, Н/мм^ (кгс/мм^), не менее 638 (65), пределом текучести s Н/мм^ (кгс/мм^), не менее 373 (38), относительным удлинением 65, % не менее 10 и ударной вязкостью KCU, Дж/см^ (кгс *м /см^), не менее, при 20°C, 29,4 (3). Толщина стенки баллонов не более 8,9 мм.
В данной части требования заказчик установил требование не к кислороду, а как к типу характеристикам стали, из которой произведен баллон - данные требование являются излишними.
Данные доводы заявителя жалобы ООО "Гидрострой 28" обоснованы, остальные не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях муниципального заказчика - Администрации города Благодарного и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК установлены нарушения положений, норм и требований п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Русстрой" и ООО "СтройКомплект СИТИ" на действия муниципального заказчика - Администрации города Благодарного и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000351 - выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Спортивный зал в г. Благодарный" для обеспечения муниципальных нужд города Благодарного в соответствии с документацией - необоснованными.
2. Признать жалобы ООО "ТЕХНОэлектрон" и ООО "ГИДРОСТРОЙ 28" на действия муниципального заказчика - Администрации города Благодарного и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000351 - выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Спортивный зал в г. Благодарный" для обеспечения муниципальных нужд города Благодарного в соответствии с документацией - частично-обоснованными.
3. В соответствии с п.3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 июля 2015 г. N РЗ-678-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2015