Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 августа 2015 г. N РЗ-822-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
Специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки- Захаровой А.Н. (доверенность N 1 от 01.04.2015г.), Воробьева Р.К. (доверенность N 6 от 24.08.2015г.),
от уполномоченного органа- Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки- Силина М.А. (доверенность от 15.01.2015г.),
от ООО "Фридом", ООО "СК "Удача", ООО "Югстрой+"- представители на рассмотрение жалобы не прибыли,
Рассмотрев жалобы, ООО "Фридом", ООО "СК "Удача", ООО "Югстрой+" на действия муниципального заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075615000085 на выполнение работ по ремонту территорий многоквартирных домов, проездов и тротуаров к дворовым территориям многоквартирных домов жилищного фонда г. Ессентуки,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "Фридом", ООО "СК "Удача", ООО "Югстрой+" на действия муниципального заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075615000085 на выполнение работ по ремонту территорий многоквартирных домов, проездов и тротуаров к дворовым территориям многоквартирных домов жилищного фонда г. Ессентуки.
По мнению заявителей жалоб, документация электронного аукциона N 0321300075615000085 не соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.
Представители заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 33. Закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Рассмотрев доводы жалобы ООО "Югстрой+", Комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее:
В пункте 14.5 извещения о проведении аукциона в электронной форме N 0321300075615000085 на выполнение работ по ремонту территорий многоквартирных домов, проездов и тротуаров к дворовым территориям многоквартирных домов жилищного фонда г. Ессентуки муниципальным заказчиком установлены иные дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а именно:
"дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям": наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением РФ N 99 от 07.02.2015г.. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно части 1 Постановления РФ N 99 от 07.02.2015г. в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:
"Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению".
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс),
- аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион),
- запрос котировок,
- запрос предложений.
Понятие закрытый двухэтапный аукцион Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
В связи с чем, при осуществлении закупки путем проведения аукциона (аукцион в электронной форме) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1 Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015г.
Таким образом, довод заявителя жалобы ООО "Югстрой+" не нашел своего подтверждения.
2. Рассмотрев доводы жалоб ООО "Фридом", ООО "СК "Удача", Комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее:
Документация о закупке N 0321300075615000085 на выполнение работ по ремонту территорий многоквартирных домов, проездов и тротуаров к дворовым территориям многоквартирных домов жилищного фонда г. Ессентуки была опубликована на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 03.07.2015.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). В соответствии с Перечнем саморегулируемые организации (далее - СРО) в области строительства, проектирования, инженерных изысканий осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Перечнем установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства. На виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске.
Для выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, указанных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования) не требуется наличия свидетельства о допуске СРО.
Ряд работ, не оказывающих прямого влияния на безопасность объектов капитального строительства, включая отделочные работы и благоустройство территории, могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без получения свидетельства о допуске СРО.
В соответствии с пунктом 25 раздела III Перечня работы по строительству, капитальному ремонту или же реконструкции автомобильных дорог, деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, деятельность по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (пункт 25.4), осуществляемая в процессе устройства тротуаров и укладки бордюрного камня, относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для проведения таких работ необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Таким образом, при проведении работ по благоустройству территорий, устройству дорожек из тротуарных плит, содержанию зеленых насаждений, по проведению отделочно-декоративных и облицовочных работ, по осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог, по строительству/капитальному ремонту остановочных павильонов и экопарковок не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Предметом данного электронного аукционная является "выполнение работ по ремонту территорий многоквартирных домов, проездов и тротуаров к дворовым территориям многоквартирных домов жилищного фонда г. Ессентуки", следовательно, установленное заказчиком требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске СРО является неправомерным и нарушающим требования ч. 6 ст.31 Закона N44-ФЗ.
Следовательно, в действиях муниципального заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки установлены нарушения требований ч. 6 ст.31 Закона N44-ФЗ.
3. По позициям "песчано-гравийная смесь" Раздела "требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) аукционной документации заказчиком установлено, "Полные остатки на контрольных ситах при рассеве гравия фракции св. 40 до 70 мм должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3, где и dи D наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен". Заказчиком по данной позиции установлено требование о соответствии товара требованиям ГОСТ 8267-93.
В соответствии с ГОСТ 8267-93 полные остатки на контрольных ситах при рассеве гравия фракции св. 40 до 70 мм должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1 ГОСТ, где dи D наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Следует учитывать, что содержание вышеуказанных позиций должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота, либо неисполнимость положений аукционной документации, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в электронном аукционе, создает препятствия для потенциальных участников закупки на стадии допуска к участию в закупке.
4. Согласно части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в адрес заказчика поступили запросы о разъяснении положений документации от 12.08.2015г. и от 20.08.2015г. Заказчиком размещены на официальном сайте разъяснения положений документации о закупке от 12.08.2015г. и от 20.08.2015г. соответственно.
При этом, разъяснения положений аукционной документации от 12.08.2015г. и от 20.08.2015г., опубликованные на официальном сайте, не содержат предмет запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Остальные доводы заявителей жалоб ООО "Фридом", ООО "СК "Удача"не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях муниципального заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075615000085 на выполнение работ по ремонту территорий многоквартирных домов, проездов и тротуаров к дворовым территориям многоквартирных домов жилищного фонда г. Ессентуки установлены нарушения положений, норм и требований части 6 статьи 31, части 1 и 2 статьи 33, части 4 статьи 65, Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Фридом", ООО "СК "Удача" на действия муниципального заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075615000085 на выполнение работ по ремонту территорий многоквартирных домов, проездов и тротуаров к дворовым территориям многоквартирных домов жилищного фонда г. Ессентуки - частично обоснованными;
2. Признать жалобу ООО "Югстрой+" на действия муниципального заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075615000085 на выполнение работ по ремонту территорий многоквартирных домов, проездов и тротуаров к дворовым территориям многоквартирных домов жилищного фонда г. Ессентуки- необоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия муниципального заказчика- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки не соответствующими требованиям части 6 статьи 31, части 1 и 2 статьи 33, части 4 статьи 65, Закона N 44-ФЗ .
3. Выдать муниципальному заказчику- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и уполномоченному органу - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 августа 2015 г. N РЗ-822-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2015