Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 августа 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АПРЕЛЬ" (далее - ООО "АПРЕЛЬ", заявитель, Общество) (Краснодарский край, ст.Смоленская) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку в 2015 году инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации абсорбирующего белья, подгузников (N закупки 0228100000215000108), в присутствии представителей заказчика государственного учреждения Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ВРО Фонд социального страхования РФ, заказчик) (доверенность от 18.08.2015 N01-13/11/2630), (доверенность от 18.08.2015 N01-13/11/2629).
В соответствии с п.3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы и ч.3 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок 18.08.2015 в рамках рассмотрения дела Г 599-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 19.08.2015.
18.08.2015 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика ГУ ВРО Фонд социального страхования РФ (доверенность от 18.08.2015 N01-13/11/2630), (доверенность от 18.08.2015 N01-13/11/2629).
Заявитель надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил (уведомление от 13.08.2015 N04/3818-еес).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
12.08.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "АПРЕЛЬ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку в 2015 году инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации абсорбирующего белья, подгузников.
В своей жалобе заявитель указал, что в техническом задании заказчиком не указано количество изделий по всем необходимым размерам, а лишь указано общее количество изделий в совокупности всех размеров по каждой позиции товаров.
Также заказчиком установлены излишние характеристики товара, в соответствии с которыми участники закупки должны указать по позициям изделий "Пеленки впитывающие" и "Подгузники для взрослых" содержания целлюлозы с точностью до грамма, и по позиции "Подгузники для взрослых" еще вес суперабсорбенета. Данное требование к весу суперабсорбенета установлено ко всем размерам подгузников вне зависимости от размера и впитываемости, что является противоречием, так как впитываемость изделий зависит от количества абсорбента и целлюлозы в изделии. Заявитель считает, что стандартными, общепринятыми значениями в описании подгузника является его впитываемость и размер. Данные характеристики указаны производителями на упаковке товаров и установлены Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N21511.
Данная продукция закупается фондами социальною страхования по всей России для обеспечения инвалидов в рамках реализации Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом в техническом задании всегда указываются конкретные количество и характеристики товара, требуемого к поставке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (далее - ИПР), разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Закупка указанных средств реабилитации осуществляется с учетом поступивших от инвалидов заявлений, выданных учреждением медико-социальной экспертизы Владимирской области, где инвалидам устанавливаются рекомендации по обеспечению урологическими прокладками и подгузниками. Нужно учитывать, что данная продукция закупается для обеспечения индивидуальных потребностей инвалидов и основывается на характеристиках продукции необходимой конкретному человеку, исходя из его индивидуальных медицинских и социальных показаний, которые оформлены в ИПР инвалидов. Все ИПР имеются в распоряжении государственного учреждения Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. На их основании можно сформировать точную потребность в технических средствах реабилитации. Выдавать технические средства реабилитации с характеристиками, не соответствующими требованиям ИПР недопустимо. ИПР содержит информацию о впитываемостии и размере изделия необходимого инвалиду. Требования к линейным размерам изделия в точности то миллиметров, весу изделия, целлюлозы, абсорбента в точности до граммов в ИПР отсутствуют.
Доводы заказчика о том, что потребность в изделиях определяется в ходе исполнения контракта в зависимости от потребностей инвалидов являются надуманными. Так как обеспечение должно осуществляться в соответствии с требованиями карты ИПР. При получении прокладок или подгузников инвалиды не могут взять изделия с меньшей или большей впитываемости и с размером не соответствующим карте ИПР.
Следовательно, требования установленные заказчиком являются неосуществимыми, так как произвести расчет изделий необходимых к поставке невозможно, что существенно ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.
Представители заказчика пояснили следующее.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок к компетенции заказчика относится формирование требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик должен указать в документации об электронном аукционе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик при описании объекта закупки в документации об электронном аукционе руководствовался тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых изделий, также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает права заказчика по выбору параметров технических, функциональных и качественных характеристик товара.
В техническом задании заказчика по позициям 1.2-1.4 указана поставка изделий по размерам и впитываемости, а также установлено требование о наличии единой цены за любой вид (модель, марку) подгузников.
Параметры технических, функциональных и качественных характеристик на подгузники, абсорбирующее белье и урологические прокладки установлены заказчиком исходя из индивидуальных потребностей инвалидов на основе ИПР, а также из опыта работы по поставке инвалидам данной продукции и в соответствии с рекомендациями федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области" .
Прокладки в силу их анатомических особенностей разделены на женские и мужские, общее количество которых конкретно указано. Также впитываемость зависит от индивидуальной потребности инвалида и также зависит от сезонных особенностей и изменений состояния человека, а также необходимости использования в разное время суток. Именно поэтому большинство инвалидов предпочитают получать прокладки в ассортименте по впитываемости, что максимально отвечает их потребностям.
Исходя из многолетнего опыта работы установлено, что основная масса инвалидов в течение года неоднократно корректирует размеры подгузников. Это связано с особенностями медицинских и клинико-функциональных показателей инвалидов (онкологические больные худеют, другая категория больных от лежачего образа жизни полнеет), социально-бытовых показателей (инвалидам, которые часть дня находятся в лежачем состоянии, а другую имеют некоторую возможность в подвижности, требуются разные размеры и впитываемость в течение дня), а также зависят от времени года (летом, как правило, увеличивается выдача подгузниковбольшого размера, так как большинство инвалидов стараются избежать дополнительных опрелостей). Изменение размеров носят систематический и нерегулируемый характер.
Исходя из этого, количество подгузников, абсорбирующего белья и урологических прокладок разной впитываемости по размерам определяется в ходе исполнения государственного контракта в зависимости от потребностей инвалидов.
Необходимо учитывать, что закупка данных технических средств реабилитации производится в порядке реализации Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки и иные показатели, изложенные в документации об электронном аукционе, имеют под собой четкую медико-социальную обоснованность и носят существенный характер для конкретного потребителя.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик поставляемых изделий в документации об электронном аукционе заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, также заказчиком установлены все требования обоснованно, с описанием объективного характера и с учетом специфики объекта закупки.
Положения документации об электронном аукционе не содержат противоречивых сведений, позволяют обеспечить правильное понимание существа закупки, в том числе функциональных, технических и качественных характеристик товаров, и должным образом информирует участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые заявки на стадии допуска к участию в электронном аукционе, и требованиях к товарам, поставляемым на стадии исполнения контракта.
Также в материалы рассматриваемого дела заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что установленные требования к товарам влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст.106, п.3 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АПРЕЛЬ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку в 2015 году инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации абсорбирующего белья, подгузников необоснованной.
астоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2015