Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 августа 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 24.08.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агентство жилищного строительства" (далее - ООО "Агентство жилищного строительства", ООО "АЖС, заявитель, Общество) (г.Владимир) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. им. Артема, ул. Лесная, д. 22 "А" (N закупки 0128200000115006330), в присутствии представителей уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, заявителя ООО "Агентство жилищного строительства", представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Облстройзаказчик" (далее - ГБУ ВО "Облстройзаказчик").
В соответствии с п.3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы и ч.3 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок 21.08.2015 в рамках рассмотрения дела Г 607-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 24.08.2015.
21.08.2015 на заседании Комиссии присутствовали представители уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, заявителя ООО "Агентство жилищного строительства" , заказчика ГБУ ВО "Облстройзаказчик", директор ГБУ ВО "Облстройзаказчик".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
17.08.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Агентство жилищного строительства" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. им. Артема, ул. Лесная, д. 22 "А".
В своей жалобе заявитель указал, что в нарушении ч.3 и ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в сфере закупок вместо разъяснений положений документации об электронном аукционе на запрос о даче разъяснений Общества, заказчик разместил в единой информационной системе ответ, в котором указано, что разъяснения даются только участнику закупки.
Кроме того в данном ответе содержится указание ООО "АЖС" и отсутствует предмет запроса.
Запрос о разъяснений положений документации содержал существенные вопросы, касающиеся разночтений и не размещения необходимой информации в составе документации.
Таким образом, заказчиком были нарушены права заявителя закрепленные ч.3 и ч.4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок и предусмотренные разделом 11 документации об электронном аукционе.
На основании вышеуказанного Общество просит обязать заказчика устранить указанные нарушения и разместить необходимые разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Представитель заказчика пояснил следующее.
Ввиду того, что ООО "Агентство жилищного строительства" не подавало свою заявку на участие в электронном аукционе, следовательно, Общество не является участником электронного аукциона, тем самым не вправе подавать запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
18.08.2015 заказчиком был издан приказ о внесении изменений в документацию об электронном аукционе, который был направлен уполномоченному органу Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области по адресу электронной почты.
Представитель департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области пояснил, что согласно п.2.2.8 постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" заказчики должны направлять в уполномоченный орган Владимирской области приказ о внесении изменений в документацию о закупках в форме электронного документа не позднее 15:00 по московскому времени в день принятия решения.
Приказ о внесении изменений от 18.08.2015 от ГБУ ВО "Облстройзаказчик" поступил по электронной почте в уполномоченный орган позже вышеустановленного срока, а именно в 16:04 18.08.2015 по московскому времени.
В ответ на данный приказ было направлено письмо в адрес заказчика о том, что в соответствии с п.6 ст.65 Закона о контрактной системе в сфере закупок изменения не возможно опубликовать.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В пункте 4 статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок указано, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Данные требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок также отражены в разделе 11 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе.
Согласно п.4 ст.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок довод заказчика о том, что участником закупки является только лицо, которое подало свою заявку на участие в определении поставщика, несостоятелен, так как не основан на нормах законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, заказчик нарушил порядок дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе, установленный ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановой проверки данной закупки Комиссия установила следующее.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование, описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссией установлено, что в проекте контракта присутствуют два понятия документа "контракт" и "договор", что является не допустимым.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В п.37 "Описание объекта закупки" информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установлено "выполнение работ на основании проектно-сметной документации и применяемых товаров".
Вместе с тем, проектно-сметная документация не размещена в единой информационной системе.
Информация содержащиеся в документации об электронном аукционе и в ее приложениях должна отображать потребность заказчика относительно требований к выполняемым работам, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В разделе 9 проекта контракта заказчиком установлено, что в случае предоставления банковской гарантии, выданной банком, в качестве обеспечения исполнения контракта, данная банковская гарантия должна соответствовать форме, указанной в Приложении N 8 к настоящему контракту.
Согласно требованиям ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе в сфере закупок в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе в сфере закупок дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации
Установление заказчиком формы банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, исходя из требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок является не допустимым.
Следовательно, документация об электронном аукционе и ее приложения к ней требуют необходимых изменений в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст.106, п.3 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агентство жилищного строительства" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. им. Артема, ул. Лесная, д. 22 "А" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2015