Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28 августа 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2015 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
- заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
- заместителя начальника отдела,
- специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Конструкторское бюро "РентгенТест" (г.Москва) на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по контролю эксплуатационных параметров рентгеновских аппаратов, дозиметрический контроль на рабочих местах и в смежных помещениях, контроль средств защиты от рентгеновского излучения для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" (извещение N 0128200000115006739) в присутствии представителей заказчика ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" (доверенность N 1913/01-01 от 26.08.2015), (доверенность N 1912/01-01 от 26.08.2015), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N 8 от 12.01.2015 года).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-637-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Конструкторское бюро "РентгенТест" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по контролю эксплуатационных параметров рентгеновских аппаратов, дозиметрический контроль на рабочих местах и в смежных помещениях, контроль средств защиты от рентгеновского излучения для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" (извещение N 0128200000115006739).
По мнению заявителя, требование, установленное в аукционной документации о наличии у организации-исполнителя лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), противоречит актуальному законодательству и нарушают положения части 2 статьи 8 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Проведение производственного контроля в рентгеновских кабинетах, являющихся основным содержанием закупки, регламентируется Санитарными правилами и нормативами СанПин 2.6.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований (утверждены главным государственным санитарным врачом РФ 14.02.2003 года). В данном документе имеется единственное требование к испытательным лабораториям, проводящим работы: "контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования проводится учреждением аккредитованными в установленным порядке" (пункт 8.11), то есть для проведения работ необходимо и достаточно наличия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.
20.08.2015 года заявителем был направлен запрос заказчику с предложением исключить из документации требование о наличии у исполнителя лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), как противоречащее актуальному законодательству. Однако в разъяснении от 21.08.2015 года N 1886/01-04, подписанном и.о главного врача ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" Т.Е. Земляковой Т.Е. и опубликованном на сайте госзакупок, говорится, что лицензия нужна в связи с тем, что по методике контроля средств защиты (один из видов работ, входящих в закупку) требуется наличие исполнителя рентгеновского аппарата, на право эксплуатации которого и требуется лицензия. О какой конкретно методике идет речь, в разъяснении ничего не сказано. Методы контроля средств радиационной защиты представлены в актуальных стандартах ГОСТ 31114.1 - 2002 "Средства защиты от рентгеновского излучения в медицинской диагностике. Часть 1. Определение ослабляющих свойств материалов" и ГОСТ 31114.3-2012 "Средства защиты от рентгеновского излучения в медицинской диагностике. Часть 3.Защитная одежда" (оба стандарта вступили в действие 01.01.2015 года). В этих стандартах ничего не сказано о необходимости наличия у проводящих испытания собственного рентгеновского аппарата, а представлены лишь требования к техническим характеристиками источника рентгеновского излучения. Питающее устройство и излучатель эксплуатируемого в ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" рентгенодиагностического комплекса СД РА "ТМО" (контроль эксплуатационных параметров этого комплекса также входит в состав работ по рассматриваемой закупке) по своим техническим характеристикам полностью соответствует требованиям упомянутых стандартов, и таким образом, контроль средств радиационной защиты может быть проведен при использовании комплекса СР РА "ТМО" в рамках производственного контроля. При этом, исполнителю достаточно наличия аттестата аккредитации испытательной лаборатории, включающей все виды работ по закупке и все виды испытуемого оборудования.
Исходя из изложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу.
В обоснование правомерности своих действий, представители заказчика пояснили следующее.
Требование, установленное в аукционной документации о наличии у исполнителя контракта, заказчик считает обоснованным, в связи с тем, что для осуществления услуги в части контроля защиты от рентгеновского излучения исполнителю контракта потребуется использовать источник ионизирующего излучения.
В соответствии с подпунктом 3.4.1 основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения, не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности.
Использование, в этих целях, рентгеновского оборудования заказчика исключено в связи с тем, что согласно статьи 20 Закона Владимирской области от 06.11.2001 N 104-ОЗ "О порядке управления и распоряжения имуществом (объектами), находящимися в государственной собственности Владимирской области", казенное учреждение вправе передавать его в аренду только с согласия департаментов имущественных и земельных отношений и здравоохранения.
Кроме того, если аппарат заказчика, в процессе производственного контроля окажется не соответствующим производственным нормам, выполнение контракта в остальных пунктах будет невозможным.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 статьи 31 Закона о контрактной систем в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссия считает правомерным включение в пункт 46 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по контролю эксплуатационных параметров рентгеновских аппаратов, дозиметрический контроль на рабочих местах и в смежных помещениях, контроль средств защиты от рентгеновского излучения для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением, если такие источники используются в медицинской деятельности) в силу следующего.
В предмет указанного электронного аукциона входит оказание услуг по осуществлению контроля средств защиты от рентгеновского излучения.
В соответствии с разъяснением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.12.2014 N 01/14943-14-31 деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".
Под источниками ионизирующего излучения понимаются радиационные источники, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.
К источникам ионизирующего излучения (генерирующим) относится широкий перечень приборов, установок и аппаратов, в том числе источники ионизирующего излучения для медицинских целей, для просмотра багажа и товаров, для неразрушающего контроля, ускорителя заряженных частиц и др.
Приборы и аппараты, используемые для медицинских рентгенологических исследований и лечения, также являются источниками ионизирующего излучения (генерирующими).
Под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
К техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения относится деятельность по вводу оборудованию в эксплуатацию (пуско-наладочные работы), периодическому и текущему обслуживанию, гарантийному и постгарантийному ремонту, а также проведение радиационного контроля.
От необходимости получения указанной лицензии в части выполнения работ по эксплуатации рентгеновских аппаратов освобождаются исключительно организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения работ по рентгенологии.
Организации, осуществляющие иные виды работ с источниками ионизирующего излучения для медицинских рентгенологических исследований, включая техническое обслуживание, должны иметь лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключения случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в части выполнения работ по техническому обслуживанию медицинской техники выдаются Управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ.
В соответствии пп. 1.1. раздела I "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (оспорб-99/2010)" основные санитарные правила и нормативы обеспечения радиационной безопасности устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения.
Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 N 43, изменениям N 1 в "СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (оспорб-99/2010)" п. 1.3 правила распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих:
- проектирование, добычу, производство, хранение, использование, транспортирование радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения (ИИИ);
- сбор, хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;
- монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение;
- радиационный контроль техногенных ИИИ.
Таким образом, требование аукционной документации о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе копии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением, если такие источники используются в медицинской деятельности) не противоречит нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99, Комисси
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КБ РентгенТест" на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по контролю эксплуатационных параметров рентгеновских аппаратов, дозиметрический контроль на рабочих местах и в смежных помещениях, контроль средств защиты от рентгеновского излучения для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" (извещение N 0128200000115006739) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2015