Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31 августа 2015 г. N 1258
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Смирнов С.В. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, |
- Каширский Е.И. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарская аккумуляторная компания" (далее также - ООО "Самарская аккумуляторная компания", заявитель) на действия единой комиссии федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан" (далее также - единая комиссия) при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товаров для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Самарская аккумуляторная компания" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку стартёрных аккумуляторов для нужд МВД по Республике Башкортостан, номер извещения 0801100000115000133 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, единая комиссия неправомерно признала заявку ООО "Самарская аккумуляторная компания" несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, что противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "Самарская аккумуляторная компания", ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" и его единой комиссии на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются. Заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 28.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.roseltorg.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку стартерных аккумуляторов для нужд МВД по Республике Башкортостан и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает федеральное казённое учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан".
Оператором электронной площадки является ОАО "Единая электронная торговая площадка".
Предметом контракта является поставка стартерных аккумуляторов для нужд заказчика.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 814 644,80 рубля.
Источник финансирования - федеральный бюджет (государственный оборонный заказ).
2) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования.
Между тем в извещении об осуществлении закупки не установлены обязательные требования к участникам в соответствии с положениями пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" нарушило требования части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о нарушении ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
В соответствии с подпунктом а) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В документации об электронном аукционе имеется указание на товарный знак (его словесное обозначение). Например, BRAVO, AKOM.
Между тем в пункте 1 раздела 7 главы II "Информационная карта" документации об электронном аукционе заказчиком установлены следующие требования к составу первой части заявки:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренной названной документацией.
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, несоответствующие названной норме.
В пункте 2 раздела 7 главы II "Информационная карта" документации об электронном аукционе ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" определены требования к составу второй части заявки, противоречащие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действующей редакции.
Так, заказчик истребует идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона без слов "при наличии"; документы или копии этих документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт.
Кроме того, ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" не определило, какие конкретно документы должен представить в составе второй части заявки участник закупки в соответствии с ограничениями, установленными частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, государственный заказчик, установив подобные требования к составу заявки, нарушил положения части 1 статьи 64 и частей 3, 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в проект контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, размер штрафа, определенный с учётом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с названными Правилами за ненадлежащее исполнение обязательств, как со стороны исполнителя, так и заказчика.
Однако проект названного контракта не содержит условия об ответственности в виде фиксированного штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Между тем в проекте контракта отсутствуют формулы для исчисления размера пени для поставщика, предусмотренные Постановлением Правительства России от 25.11.2013 N1063.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проект контракта включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приёмки поставленного товара, выполненной работы (её результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приёмки.
Однако анализ проекта контракта на поставку стартерных аккумуляторов показал, что он не содержит сведений относительно сроков осуществления заказчиком приёмки поставленного товара, а также о сроках оформления результатов такой приёмки, что свидетельствует о нарушении требований названных норм Закона о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует о нарушении ФКУ "ЦХиСО по Республике Башкортостан" требований частей 4, 7, 8, 13 статьи 34 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6) 07.08.2015 единой комиссией заказчика рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0801100000115000133-1 от 07.08.2015.
В соответствии с протоколом N0801100000115000133-1 от 07.08.2015 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (05.08.2015 15:00) поступило 9 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера с 1 по 9 соответственно (по мере поступления). Заявка, поданная под порядковым номером 1, - отозвана.
Согласно протоколу N0801100000115000133-1 от 07.08.2015 единая комиссия заказчика допустила к участию и признала участниками электронного аукциона участников закупки, подавших заявки под порядковыми номерами 2-5 и 8.
Участникам закупки, подавшим заявки под порядковыми номерами 6, 7 и 9, отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении рассматриваемой процедуры не выявлено.
7) 10.08.2015 состоялась процедура проведения электронного аукциона, что зафиксировано в протоколе проведения электронного аукциона от 10.08.2015. Последнее ценовое предложение сделано участником закупки, подавшим заявку под порядковым номером 2 (ООО "Самарская аккумуляторная компания").
12.08.2015 единая комиссия рассмотрела вторые части заявок участников закупки. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов электронного аукциона N0801100000115000133-3 от 12.08.2015.
В соответствии с протоколом N0801100000115000133-3 от 12.08.2015 победителем электронного аукциона признано ООО "АКБ-Авто", заявка которого соответствовала требованиям документации об электронном аукционе.
Заявка ООО "Самарская аккумуляторная компания" признана несоответствующей положениям документации об электронном аукционе в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 2 раздела 7 главы II документации об электронном аукционе, а именно:
- участником аукциона не предоставлены документы подтверждающие соответствие предлагаемых им товаров запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства от 24.12.2013 N1224.
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
По смыслу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление от 24.12.2013 N1224) устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствует или не соответствует требованиям государственных заказчиков.
В пункте 13 раздела 3 главы II "Информационная карта" документации об электронном аукционе определено, что закупка товара осуществляется в соответствии с постановлением от 24.12.2013 N1224. Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства.
Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе определены в разделе 7 главы II "Информационная карта" документации об электронном аукционе. В том числе, заказчик истребует документы, копии документы или информацию, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона установленным требованиям и условиям допуска к участию в электронном аукционе.
Между тем конкретное требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки положениям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в документации о закупке не установлено.
Конкретный документ подтверждающий такое соответствие ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" не установлен.
Следовательно, единая комиссия ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан", признав заявку ООО "Самарская аккумуляторная компания" несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, по основанию указанному в протоколе N0801100000115000133-3 от 12.08.2015, нарушила требования частей 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба заявителя признается обоснованной.
8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что 25.08.2015 по итогам рассматриваемого электронного аукциона между ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" и ООО "АКБ-Авто" заключен государственный контракт, что исключает возможность выдачи заказчику и его единой комиссии соответствующего предписания.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарская аккумуляторная компания" на действия аукционной комиссии федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку стартерных аккумуляторов для нужд МВД по Республике Башкортостан, номер извещения 0801100000115000133, обоснованной.
2. Признать ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" нарушившим требования частей 4, 5, 7, 8, 13 статьи 34, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 и частей 3, 5, 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать единую комиссию заказчика нарушившей требования частей 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" и его аукционной комиссии не выдавать в связи с наличием заключённого государственного контракта.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии С.В. Смирнов
Члены комиссии Д.В. Рыжов
Е.И. Каширский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31 августа 2015 г. N 1258
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2015